После того как был налажен контакт с местным населением, требовалось замирить степь. Силами одного Кузнецка это сделать было невозможно. Для эффективной борьбы с кочевой кавалерией требовались значительные конные соединения. Поэтому русское государство на южных рубежах Сибири стремилось увеличить численный потенциал конницы. К тому же походы пехотных частей русских в степь вызывали недовольство тайшей, сохранявших нейтралитет, так как поход превращался в разграбление станов, то есть русские воевали с женщинами и детьми, ибо мужчины успевали уйти в степь, бросив своих жен. С точки зрения кочевой морали это было нормально, но мужчина должен был непременно вызволить свою жену из плена, и это становилось делом чести. Ввиду нехватки женского населения русские охотно захватывали такие трофеи и не спешили их возвращать, превращая женщин в своих рабынь или сожительниц, так как христианская мораль запрещала брать в жены иноверку. Это делало войну со степью более масштабной, и по мере ликвидации одних врагов у русских появлялись другие. Исправить такую ситуацию одними силовыми методами было невозможно, поэтому государство стало привлекать на конную службу кочевников, ослабляя таким образом кочевых вождей (тайшей), которые лишались своих воинов, и одновременно усиливая свои конные группировки. В гарнизонах Тобольска, Тюмени, Тары, Томска и Кузнецка их стали принимать на службу, переводя в статус служилых татар. К 1625 г. их численность довели до 264 человек в Тобольске, до 75 человек в Тюмени, до 60 человек в Таре, до 212 человек в Томске, до 20 человек в Кузнецке. К 1625 г. общая численность конных соединений составляла: Тобольск – 476, Тюмень – 149, Тара – 202, Томск к 1628 г. – 415, Кузнецк – 50 всадников. Как видим, служилые татары составляли на данном этапе как минимум половину от численности конных гарнизонов городов юга. Все конные соединения были переброшены на южное направление, в других городах Сибири в это время их нет. К 1635 г. внушительная численность конных соединений позволила русским перейти к активным действиям. Во второй половине 30-х гг. XVII в. они стали наносить осенние превентивные удары по калмыкам, которые собирались для нападения на русские волости. В сентябре 1635 г. русские совершили совместный поход тобольских, тюменских и тарских служилых людей. Аналогичные действия были проведены в сентябре 1637 г. Данные походы были достаточно эффективны, и уже в декабре 1637 г. часть калмыков во главе с Девлеткирем запросила мира. В сентябре 1638 г. служилые татары совершили новый удачный поход. В результате татары – подданные Тархана, убитого в ходе боев в 1637 г., приняли русское подданство и стали платить ясак, а в 1639 г. Илден-тайша запросил мира. В таких походах участвовали и служилые люди Кузнецка. В 1640 г. контайша возвратил русским 100 пленных и просился на службу. Благодаря этим действиям русским удается расколоть степь на противников и сторонников сближения с русскими. Следующим важным шагом в борьбе со степью стало привлечение части тайшей на государственную службу для усиления раскола. В 1666 г. на службу поступили два калмыкских клана Сенге и Чекулу, которых пожаловали дарами и разрешили торговать в Томске и Кузнецке. Чтобы обеспечить безопасность семей тех калмыков, что перешли на службу к русским, им разрешили поселиться возле Верхотомского острога; так возникли поселения Усть-искитим и Кур-искитим. Теперь союзные русским калмыки могли спокойно вместе с ними совершать походы в степь, не беспокоясь за безопасность своих семей, находившихся под защитой русских укреплений. Такая политика окончательно склонила чашу весов в пользу русских, и в 1680 г. калмыкские тайши, присягнули на верность русскому царю. Однако кыргызы и тубинцы продолжали тревожить кузнецкие земли в течение всего XVII в. и позднее практически ежегодно. К примеру, в 1700 г. Тунгустай захватил в плен 97 телеутов, угнал 832 лошади и 1500 голов скота, сжег до полутора десятков русских поселений. В 1709 г. Бадай сжег 3 деревни. В 1710 г. Духара уничтожил 2 деревни. И это на последнем этапе борьбы, когда их активность была заметно снижена, а русские войска в регионе усилены. Для того, чтобы защитить непосредственно Кузнецкие волости, атаман Петр Дорофеев в 1642 г. предложил на р. Бия основать острог, который бы мешал объединению тубинских и кыргызских князьков. Но, несмотря на все попытки, эту идею удалось воплотить значительно позднее, в 1709 г., и то острог вскоре сожгли кочевники, а восстановили его только в 1718 г. Таким образом, на протяжении XVII в. на территории Кузбасса шла постоянная борьба за влияние на аборигенное население между русской и кочевой цивилизацией. В ходе этой борьбы народности Кузбасса попадали под двойной, а иногда и под тройной налоговый гнет, подвергались постоянным грабительским набегам. На тех, кто присягал русским, нападали кочевники, на тех, кто присягал кочевникам – русские. И местное население вынуждено было на протяжении всего XVII в. лавировать между этими силовыми центрами. Это лавирование хорошо показано в шорском фольклоре (сказка о «мудрой выдре»), где рассказывается о хитром зверьке, который никому не платит налоги. Хозяину тайги выдра говорит, что живет в реке и платит налоги хозяйке реки, а хозяйке реки говорит, что живет в лесу и там платит налоги. Но, в отличие от выдры, аборигены Кузбасса вынуждены были платить и тем и другим, так как ни кочевники, ни русские не могли обеспечить своих подданных эффективной защитой. В конечном итоге коренные народы Кузбасса были освобождены от кочевой эксплуатации, и их развитие пошло в русле русской земледельческой цивилизации, что сделало возможным их приобщение к общемировому историческому процессу.