Одной из самых острых проблем оставалась топливная. Тяжелая обстановка в угольной промышленности так же, как и раньше, объяснялась нехваткой квалифицированных кадров и изношенностью оборудования. К примеру, на Анжерском и Судженском рудниках, являвшихся одними из самых крупных в Кузбассе (здесь насчитывалось семь шахт), оборудование настолько устарело, что расходы на ремонт были выше расходов на добычу угля. С лета 1921 г. в целом по региону наблюдалось сокращение добычи угля. Причем это снижение произошло в основном за счет именно Анжерских и Судженских шахт. В сложившихся условиях ВСНХ разработал план восстановления и развития угольной промышленности Кузбасса на 1921–1922 гг. В результате принятия 20 мая 1921 г. постановления СТО многие предприятия Кузбасса обеспечивались дополнительным оборудованием, сырьем, рабочей силой и продовольствием. Постановлением СТО от 16 февраля 1922 г. повышались нормы продовольствия для шахтеров Сибири, а также выделялись средства для улучшения материально-технической базы угольной промышленности. Сибревком закупил часть оборудования для шахт за границей. Возобновилось строительство Кольчугинской железной дороги (начато в 1913–1914 гг.). В эти годы была сооружена линия Кольчугино – Прокопьевск. Тем самым южные районы Кузбасса (Прокопьевский, Киселевский) получили выход на Транссибирскую магистраль. Эти южные районы с 1920 по 1922 г. увеличили угледобычу в 3,5 раза. С осени 1921 г. удается не намного, но повысить добычу угля в целом по региону. В феврале 1922 г. был перевыполнен план ударными бригадами Кольчугинского рудника, превысили плановые показатели шахтеры Кемеровского рудника. Всего в 1922 г. в Кузбассе было добыто 909 тыс. тонн (ок. 56 млн пудов) угля. Однако все эти меры дали кратковременный положительный результат. В целом добыча угля в 1921– 1922 гг. хозяйственном году составила только 87 % от намеченной программы. Впоследствии стали закрывать убыточные шахты и угледобыча снова сократилась. Закрытие нерентабельных шахт вело к сосредоточению угледобычи на более крупных шахтах, что, в свою очередь, способствовало концентрации производства. Это позволило провести реконструкцию шахт. В условиях нэпа угольные предприятия Кузбасса столкнулись с новой проблемой: кризисом сбыта. У добываемого на шахтах региона угля была высокая себестоимость. Высокими были и транспортные расходы. Все это определило в конечном итоге высокую цену конечного продукта. Из-за невозможности сбыть уголь упала его дальнейшая добыча. В качестве меры выхода из кризиса правительство установило льготный тариф на перевозки кузнецких углей. На углях Кузнецкого бассейна работали зауральские железные дороги. Уголь поставлялся на уральские заводы. Потребителями кузбасского угля являлись Балтийский флот и Архангельский порт. Льготные тарифы позволили ликвидировать нереализованные запасы и в дальнейшем обеспечить рост угледобычи в крае. По плановым показателям Кузбассу в 1925–1926 гг. предстояло добыть 99,3 млн пудов угля из 1522,5 млн, запланированных в масштабах всего СССР. Одной из серьезных проблем, мешавших увеличению угледобычи, была изношенность оборудования. Для этого предстояло провести реконструкцию и техническое перевооружение угольных предприятий. На эти цели Кузбасс получил 664 тыс. руб. Часть шахтового оборудования поступила от отечественных предприятий, другая была закуплена у американских и немецких фирм. Еще одной трудностью в развитии угольной промышленности региона являлась низкая производительность труда. Постепенно эта проблема была решена успешно. В результате произошел рост данного показателя. Следующим шагом стало проведение политики экономии ресурсов и материалов в угольном производстве. Все три процесса: реконструкция производства, рост производительности труда, проведение политики экономии – дали положительный результат. В 1926 г. шахтеры превзошли максимальный уровень угледобычи, достигнутый в 1917 г., добыв 1715 тыс. тонн (ок. 105 млн пудов). Важная роль в развитии индустрии региона отводилась металлургической промышленности. Экономика государства нуждалась в металле не меньше, чем в угле. В Кузбассе на тот момент действовал только Гурьевский металлургический завод. Он был включен в число ударных предприятий. Вместе с тем средств на реконструкцию завода, на привлечение квалифицированных работников не выделялось. Все имеющиеся финансовые ресурсы направлялись в угольную отрасль. Работа завода практически прекратилась. Проблему частично попытались решить за счет уральских заводов. В 1921 г. на Гурьевский металлургический завод было доставлено бездействующее оборудование предприятий Урала. Руководством страны ставилась задача крупномасштабного строительства металлургических предприятий в регионе. С 1922 г. эти вопросы рассматривались Сибпланом. Состоявшееся еще 16 мая 1921 г. в Томске техническое совещание, объединившее ученых и промышленников, подняло вопрос о необходимости строительства металлургического завода на Горбуновской площадке (около Кузнецка) недалеко от месторождений железной руды (Горная Шория) и коксующихся углей (Прокопьевский и Киселевский районы). Идея строительства на юге Кузбасса металлургического завода прорабатывалась еще в 1910-е гг. «Копикузом». К 1926 г. в ВСНХ РСФСР был разработан ориентировочный план развития экономики Сибири, рассчитанный на пять лет. В этом плане предусматривалось строительство металлургического завода в Кузбассе. В Сибири было создано Тельбессбюро, которое должно было заниматься разработкой проекта металлургического завода. В Кузнецке открылась контора главного инженера Тельбессбюро, ее возглавил Петр Димитриевич Зуев. Под место строительства будущего завода была определена выбранная ранее Горбуновская площадка. В качестве рудной базы будущего предприятия рассматривалось Тельбесское месторождение в Горной Шории. В рамках нэпа проводилась политика привлечения иностранных специалистов для подъема экономики Советской России. В свою очередь, видные деятели международного рабочего движения – Вильям Хейвуд, Том Манн, Бела Кун, Себальд Рутгерс – хотели организовать иностранную колонию в России, тем самым выражая идею международной солидарности рабочих. Инициативная группа из числа иностранных специалистов побывала в Западной Сибири и приняла решение об основании колонии в Кузбассе и об использовании предприятий бывшего «Копикуза». В декабре 1921 г. СТО и представители американских рабочих подписали договор, согласно которому с 1 октября 1922 г. начала действовать «Автономная промышленная колония – Кузбасс», в дальнейшем организация стала называться «Автономная индустриальная колония – Кузбасс», сокращенно «АИК – Кузбасс». Во главе колонии стоял С.Ю. Рутгерс. Рабочие и инженеры приезжали из различных иностранных государств: Америки, Австрии, Бельгии, Голландии, Германии. С января 1922 по декабрь 1923 г. в колонию приехало 566 человек, являвшихся представителями 27 национальностей. За время существования колонии 176 человек уехали. Помимо иностранных специалистов, на АИК «Кузбасс» трудились и местные жители. В конце 1923 г. на предприятиях колонии работали 7628 человек. Колония находилась в непосредственном подчинении СТО, в ее распоряжении были все предприятия Кемеровского района. Для закупки оборудования государством было выделено 500 тыс. руб. золотом. Руководство колонии получило разрешение беспошлинно ввозить оборудование из-за границы и не платить налоги. Два миллиона рублей пошли на погашение долга по заработной плате и на приобретение оборудования. На предприятиях колонии была достигнута высокая производительность труда, превышавшая данные показатели на других шахтах региона. Это стало возможным благодаря введению более совершенной оплаты труда. Вопервых, был совершен переход с натуральной на денежную форму заработной платы. Во-вторых, вводилась сдельная оплата труда. В результате поднялись заработки части рабочих, кроме того, улучшилось продовольственное снабжение. Следствием этих мер и явилось повышение качества труда. Рабочие «АИК – Кузбасс» сосредоточились на достройке коксохимического завода, строительство которого было начато еще «Копикузом»: реконструировали печи, установили новые насосы, коксовыталкиватель, резервуары для бензола, построили электростанцию и ряд других технических сооружений. В марте 1924 г. завод был открыт в торжественной обстановке. В течение этого года на заводе произвели 53,5 тыс. тонн кокса, который был отправлен на металлургические заводы Урала. АИК «Кузбасс» просуществовал до 22 декабря 1926 г. В этот день СТО СССР объявил о расторжении договора. Дальнейшее развитие промышленности Кузбасса связано с периодом первых пятилеток, индустриализации страны. В первые годы советской власти одной из приоритетных задач, наряду с проблемами в сфере промышленности, стало решение продовольственного вопроса. Нехватку продуктов питания, остро ощущавшуюся в городах европейской части России, необходимо было ликвидировать с помощью продовольственных запасов сибирских крестьян. Кузбассу в решении этой проблемы не отводилась первая роль, наоборот, в силу промышленной специфики регион нуждался в дополнительном продовольственном снабжении извне. Прежде всего дополнительное продовольствие выделялось для рабочих угольной промышленности с целью привлечения трудящихся в данную отрасль. К проблемам питания Советская власть подходила с особым вниманием. С одной стороны, нехватка продовольствия в масштабах всей страны могла привести и приводила к голоду в отдельных регионах. С другой – процесс продовольственного обеспечения населения был идиологизирован, сюда привносился классовый подход. Он состоял в том, что Советская власть попыталась заменить естественный регулятор торговых отношений – рынок – искусственными моделями. В результате перераспределение продуктов питания между производителями – крестьянами и потребителями – горожанами осуществлялось специальными структурами. Их деятельность, по мнению властей, должна была повлиять на качество питания населения. Специальные структуры – это создававшаяся с лета 1920 г. система коммунального питания. В рамках ее предполагалось осуществить коллективное питание некоторых социальных групп населения на базе государственных столовых. При этом оговаривались особые условия распределения продовольствия. Властью подчеркивалось, что коммунальное питание – это, во-первых, мера общей системы социалистического строительства, а, во-вторых, аппарат, регулирующий распределение продуктов питания наиболее экономически выгодным способом. Тем не менее, какой бы идеологический смысл ни вкладывался в систему продовольственного распределения, основу всего составлял уровень развития сельского хозяйства. Ситуация в сельской местности Кузбасса обстояла так же, как и в соседних регионах. После установления Советской власти в Сибири, здесь началась проводиться политика продразверстки. 3 ноября 1919 г. Наркомпрод РСФСР постановил, что нужно вести форсированную заготовку всех видов продовольственных продуктов на освобожденной и освобождаемой территории Сибири. Сохранявшаяся разверстка стала одной из причин вспыхнувшего в январе 1921 г. крестьянского восстания в Западной Сибири – крупнейшего в стране по числу участников и по охвату территории. Мятеж поддержали крестьяне Мариинского и Кузнецкого уездов. Ситуация в сельском хозяйстве Западной Сибири в целом и в Кузбассе в частности продолжала оставаться крайне неблагоприятной. В 1920–1921 гг. отмечались неурожаи зерновых, что, естественно, привело к сокращению их сбора. Также из-за неурожая трав происходило сокращение поголовья скота. Несмотря на это, руководство государства рассматривало Сибирь как один из основных регионов – поставщиков продовольствия голодающему населению страны. Это крайне отрицательно сказалось на крестьянском хозяйстве. Крестьяне стали сознательно сокращать производство сельскохозяйственной продукции, производя лишь минимум, необходимый для собственного продовольственного обеспечения. Следовательно, терялась товарность хозяйства и возрастал его потребительский характер. В результате неблагоприятных погодных условий, снижения из-за войн численности работников в сельском хозяйстве, а также поведения крестьян, недовольных чрезмерностью налога (уже после введения новой экономической политики), посевные площади в Сибири в 1922 г. достигли своего минимума, составив 4080 тыс. десятин, хотя еще в 1920 г. они составляли 6711 тыс. десятин. Переход к нэпу привел к изменениям в сельском хозяйстве. По всей стране продразверстка заменялась продналогом. Вместе с тем из-за тяжелой ситуации с продовольственным снабжением в Томской губернии до осени 1921 г. продолжала сохраняться продразверстка. Это вызывало массовые протесты крестьян. Только в 1923–1924 гг. жизнь сибирской деревни стала налаживаться: увеличилось количество используемой техники, восстанавилось кооперативное движение; при этом в Кузбассе рост сельскохозяйственной кооперации наблюдался уже в 1923 г. В последующие годы его темпы продолжали быть высокими. К примеру, в Мариинском уезде в 1921 г. не было маслоартелей, а в 1926 г. их уже насчитывалось 28. В 1926 г. возникли животноводческие кооперативы в Кузнецком и Щегловском округах. Расширилась система кредитования крестьян Кузбасса. Хотя в этом вопросе государство придерживалось классового подхода: льготные кредиты предоставлялись преимущественно бедняцким хозяйствам, которым редко удавалось эффективно использовать денежные средства. К 1926 г. посевные площади в Кузбассе достигли довоенного уровня. Одним из основных факторов, влиявших на формирование населения региона, была миграция. Одновременно происходил его естественный прирост за счет роста рождаемости. В миграционных процессах принимает участие прежде всего молодежь. Именно для молодых семей характерен высокий уровень рождаемости. В городах Кузнецкого округа в период 1925–1927 гг. число родившихся увеличилось в 2,8 раза, тогда как в среднем в городах Сибири – в 1,3 раза. На 1926 г. средний состав семьи в городах Кузбасса – 4,1 человека. В то время как по городам Сибири – 3,7 человека. Обусловлено это было тем, что значительная масса населения, пополнявшая ряды рабочих промышленных объектов региона, была из сельской местности, где преобладали семьи большей численности. Рост численности населения сопровождался и негативными моментами: увеличение числа смертности, преимущественно младенческой. В 1925 г. в городах Кузнецкого округа на 1000 родившихся умерли 276,74 ребенка в возрасте до одного года, а по Сибирскому краю на 1000 родившихся умерли 216,86 ребенка. Усиление внимания к решению вопросов здравоохранения, повышенная забота о здоровье детей привели к снижению младенческой смертности. В начале 1920-х гг. для Кузбасса был характерен «традиционный тип» воспроизводства населения: высокая рождаемость и высокая смертность (прежде всего младенческая). Такой тип воспроизводства, как правило, свойственен регионам с преобладающим аграрным сектором экономики и преимущественно сельским населением. Со второй половины 1920-х гг. Кузбасс стал превращаться в промышленный центр, что сопровождалось отходом от традиционного типа воспроизводства населения. Прежде всего изменился статус женщин, которые активно стали включаться в общественное производство. Удельный вес женского труда на промышленных объектах Западной Сибири в 1926 г. составлял 18–24 % от общего числа работников. Одна из проблем, сдерживавших рост числа женщин на производстве, состояла в низком уровне их образования, а иногда в их безграмотности. Поэтому государство проводило политику по повышению культурного уровня и образования женщин. Со стороны государства проводилась активная политика по развитию системы дошкольных учреждений, организации летнего отдыха детей и т.п. На 1929 г. в Кузбассе действовало 8 детских садов. Планировалось открыть еще 19 садов, 74 детские комнаты и 24 детские площадки. Изменение положения женщины в обществе вело к сокращению уровня рождаемости. Однако естественный прирост продолжался за счет сокращение смертности. Численность населения Кузбасса росла и благодаря приезжавшим на строившиеся объекты края рабочим из других регионов.В период 1926–1939 гг. население региона (в границах современной Кемеровской области) увеличилось в целом более чем в 4 раза, а городское – в 14 раз. Миграция населения резко обостряла жилищный вопрос. Однако его решение финансировалось по остаточному принципу. В середине 1920-х гг. города и рабочие поселки представляли собой в основном скопление обветшалых изб и землянок. Поселки городского типа Кузбасса того времени условно можно разделить на три вида. Первый – шахтерские поселки. Основная масса их жителей была связана с угледобычей. Во внешнем облике и планировке у них много общего. Территориально они, как правило, были разбросаны, так как формировалась вокруг залегания каменноугольных пластов. Ко второму виду относились горнозаводские поселения. Строились в основном у рек. Они более компактны и плотно заселены, чем горняцкие. Третий вид представляли поселки, являвшиеся транспортными центрами1. Они образовывались около железнодорожных станций или крупных узлов. Основная деятельность жителей – это обслуживание грузоперевозок. В последующие десятилетия, когда многие поселки были преобразованы в города, в частности, в годы первых пятилеток, специфика их возникновения будет сохраняться и отражаться на дальнейшем их развитии.