Во II в. до н.э. – XVI в. н.э. на территории Земли Кузнецкой происходят события, которые тесным образом связаны с процессами, происходящими в «Великой степи». Именно они определили на долгие века развитие региона. Во II в. до н.э. – III в. н.э. в военном деле Азиатской степи произошли существенные изменения. Китайцы, борясь с гуннами, или хунну, и другими кочевниками, вынуждены были использовать в бою кавалерию, иначе им трудно было отражать нападения и совершать походы в «Великую степь». Для этих целей завезли из Персии рослых лошадей (сильных, быстрых и выносливых), которых использовали парфянские катафрактарии1. Китайцы были неумелыми наездниками и быстро вскакивать на рослых лошадей, подобно гуннам или персам, не умели; чтобы залезать на лошадь, они прикрепили к седлу стремена и, опираясь на них, садились в седло. Лошади были быстры, и совершали во время езды высокие прыжки. Китайцы, не в силах удержаться на них во время движения галопом, постепенно съезжали назад и падали, чтобы предотвратить это, они стали употреблять седло с задней спинкой (рыцарское седло). Это был переворот в военном деле Евразии. Сами китайцы не поняли значения своих изобретений, а вот их противники – гунны – быстро оценили. Седло с задней лукой позволяло всаднику, опираясь на заднюю спинку наносить мощный удар копьем без страха вылететь из седла назад по инерции. А стремена давали возможность, поднимаясь в седле, обрушивать всю мощь своего тела и оружия на головы врагов. Сильные крепкие лошади, захваченные гуннами у китайцев, могли нести на себе не только всадника, но и его тяжелое вооружение. Так на долгое тысячелетие всадник, закованный в броню, стал хозяином всех полей сражений евразийского континента. Видный исследователь Франко Кардини в своей работе «Истоки средневекового рыцарства» справедливо заметил: «ветер степи шумит в древе Европейского рыцарства». Эти нововведения распространялись постепенно, и в полной мере ими воспользовались в V в. тюкю, чья латная конница долго господствовала в степи. Гунны использовали железные орудия, а их противники, наряду с железом, еще употребляли бронзу. Имея столь внушительное преимущество перед остальными народами степи, гунны двинулись на запад, постепенно сокрушая народы и культуры скифского времени, заставляя их в страхе покидать свои места. Началась эпоха великого переселения народов. Так в Кузбассе на месте тагарской археологической культуры возникла таштыкская. Движение гуннов на запад было обусловлено также и климатическими изменениями. Во II в. н.э. зона увлажнения степи сместилась к северу, и пастбищных угодий стало не хватать. Историческая смена вех была замечена побежденными народами и дошла до нас в мифе «о споре Колаксая и Курдалагона». Колаксай, вечный всадник, мчащийся по бескрайнему небу, жестоко обидел хромого кузнеца Курдалагона. Обидевшийся кузнец ушел в алтайские предгорья и там из добытого им металла создал стального воина Батрадза и заковал в броню его лошадь. Стальной богатырь выехал в великую степь и сокрушил Колаксая. Так и легкие всадники скифо-сибирского мира погибали под ударами гуннов. Для Кузбасса все эти изменения имели решающее значение. Теперь кочевникам для создания латной конницы требовались большие объемы хорошего железа. Кузнецкий край как один из традиционных центров металлообработки приобретал стратегическое значение для степняков. Латная конница в их рядах на поле боя давала больше шансов на победу и господство в степи, а ее отсутствие зачастую означало гибель. Кузнецкая земля стала ареной борьбы различных кочевых племен. Период со II в. до н.э. по I в. н.э. является переходным этапом. Пришедшие из Забайкалья монголоидные тюркоязычные племена кочевых скотоводов принесли с собой новое хозяйство, новый антропологический тип и культуру. В это время происходило активное взаимодействие пришлого и аборигенного населения, и результатом их слияния стало появление новой культуры. Племена таштыкской археологической культуры (населявшие север Кузбасса в I–VI в. н.э.) активно занимались железной металлообработкой и отличались воинственностью. Именно они в союзе с сяньби (древними монголами) и Китаем нанесли поражение гуннам в войне 85–157 гг. н.э. После этого Гуннская держава распалась на три государства, но борьба с ними продолжалась до III – IV вв. н.э. Влияние гуннов на этногенез народов Азии было огромным. Согласно гипотезе Жозефа де Гиня, гунны по происхождению тюрки или прототюрки. На территории Алтая обнаружено захоронение знатного гуннского воина (Тугозвоновский могильник). Гунны оставили будущим поколениям и политическую систему, которую с небольшими изменениями будут заимствовать все кочевые народы. Племена таштыкской культуры привели с собой новых животных: верблюдов, оленей и кур. Изменилась и планировка жилищ, они стали многоугольными (6, 7 и 9 углов) площадью 30–60 м. кв. Михайловское городище состояло из 75 наземных жилищ. В качестве новых орудий труда появились соха и ручные мельницы с круглыми жерновами. В похоронном обряде интерес представляют гипсовые маски, по которым можно воссоздать облик населения. Население было смешанным - наряду с европеоидами и монголоидами присутствуют смешанные расовые типы. Одновременно с носителями таштыкской археологической культуры с севера на юг по Томи продвигались «кулайцы» – искусные ювелиры и охотники во многом продолжали традиции самусьской культуры. Селились они небольшими группами, в поселениях насчитывалось до ста человек. Население этой культуры относилось к самодийцам. В степной зоне Азии (IV–VI вв.) шла непрерывная борьба между представителями тюркских этносов: племенами теле (гаоче, телеут) и тюкю (тюркют). Основное отличие между ними заключалось в типе хозяйствования и тактике ведения боя. Тюкю, являясь скотоводами, вели кочевой образ жизни и использовали в бою латную конницу. Поэтому они стремились взять под свой контроль как можно больше районов с развитой металлургией, заставляя местные племена платить дань металлом и изделиями из него. За счет этого их конница господствовала в степи, и они смогли занять лучшие пастбищные угодья. Теле, оттесненные тюкю на север, заняли зоны повышенного увлажнения, где глубокий снежный покров мешал круглогодичному кочеванию. Среди этих племен преобладало полукочевое скотоводство. Привязанные летом к своим сенокосам, а зимой к сенохранилищам, эти племена были скованы в маневре, что значительно осложняло их положение. Стратегическая инициатива полностью принадлежала их противникам. Однако теле нашли способ противостоять тюкю. Для передвижения они использовали высокие повозки, на которых перевозили сено и инвентарь, а также использовали их при отражении нападений и в наступательных боях (это стало их характерным этнографическим признаком). Из тюркского языка этот этноним перешел в русский язык без существенных изменений – телега. Об эффективности тактики езды на телегах и обороне лагеря с телег можно судить по поздним источникам. На Руси эту тактику называли «гуляй города», в Европе «табор» или вагенбург. Подобно чехам, эффективно противостоявшим немецким рыцарям (эпоха гуситских войн), и русским, сковывавшим «гуляй-городами» маневр польско-литовских гусар в XV–XVII вв., теле длительное время эффективно противостояли латной коннице тюкю, на 1000 лет опередив военное дело Европы. Для удобства кочеваний на телегах теле стали прокладывать дороги в степи, создавая инфраструктуру.Силы теле в V – начале VI вв. были подорваны многолетней борьбой с жужанями, что позволило тюкю покорить их и создать свою степную империю – Тюркский каганат (552–745 гг.), в которую вошли многие покоренные народы. Отступая от тюкю, одно из племен теле, именуемое «Аба» или «Абалар» в 90-х гг. VI в., заняло Кузнецкую котловину, подчинив себе местных жителей (отчасти этот факт объясняет причину исчезновения таштыкской культуры). Быстро переняв у местных жителей приемы металлургического производства, теле «Аба» стали лакомой добычей тюкю, которые, заселив степной Алтай, обложили их данью. Производство металлических изделий приобрело впечатляющие масштабы. В Горной Шории обнаружены глинобитные печи, выплавлявшие металл. Наряду с Алтаем и Тывой, Кузбасс поставлял в Каганат разнообразное оружие: мечи, палаши и тяжелые сабли (весьма эффективное оружие конного боя, в последующее время получившее распространение по всей Евразии), трехгранные наконечники стрел, свистящие стрелы, наконечники копий и т.п. Защитное вооружение было представлено коническими шлемами, кольчугами (знать носила кольчуги с позолотой), подвижными пластинчатыми доспехами. Было налажено производство больших котлов для приготовления пищи. Жителям Горной Шории приходилось платить дань еще и продуктами земледелия. Войдя в состав обширной империи, кузнецкие жители смогли участвовать в мировой торговле на Великом шелковом пути. В захоронениях этого периода обнаружены китайские монеты и шелковые изделия. Сложная экономическая и вассально-сеньориальная система Каганата приводила к бесконечным войнам – как внешним, так и внутренним. Торговля шелком обогащала знать, что усиливало экономическое расслоение и приводило к конфликтам. Каганат контролировал Великий шелковый путь и, являясь союзником Византии, был естественным противником Ирана и Китая. Западные тюкю видели основным соперником Иран, а восточные – Китай, что привело к расколу. В 603 г. Каганат распался на восточный и западный. Алтай и Кузбасс стали ареной борьбы западных и восточных тюкю. Гражданская война ослабила силы этноса, и китайцам на некоторое время удалось подчинить себе Каганаты (630–682 гг.), нанеся ряд существенных поражений тюкю. Кузбасс выпал из сферы политического влияния Каганата. Сложная внешнеполитическая ситуация осложнялась для тюкю постоянными восстаниями теле внутри Каганата, а теле, в свою очередь, должны были подавлять восстания местных племен, покоренных ими. Патриархально-феодальный уклад был обусловлен кочевым хозяйством. Пастбищные угодья принадлежали кагану и его чиновникам, которые распределяли их между племенами. Внутри племен так же происходило социальное расслоение. Племенные вожди делили земельный фонд племени между кланами. Благодатная почва для коррупции приводила к межплеменной розни и внутриплеменным конфликтам. Все это обостряло ситуацию в Каганате до предела. Уставшие от войны племена бежали на северные окраины степи, в том числе и в Кузнецкую котловину. На основе синтеза местных племен и пришлых теле начинает выкристаллизовываться новая народность кипчаки (половцы или куманы), которые сохранили хозяйственный уклад и тактику боя теле, постепенно продвигались на запад. Они занимают Кузнецкую котловину, Барабинскую низменность и отчасти доходят до Ишимской равнины. По легенде, слово кипчаки означало «злосчастные» или «натерпевшиеся» (хлебнувшие горя), а русские будут называть их половцами из-за желтого цвета волос, сходного с соломой – половой. Памятники тюркского периода археологи объединяют в верхнеобскую и сросткинскую археологические культуры, население которых, по-видимому, было разнообразно в этническом плане. Так, в сросткинской культуре выделяют четыре или пять локальных вариантов: бийский, барнаульскокаменский, новосибирский, кемеровский, восточноказахстанский. Жители Кузбасса вели полукочевой образ жизни, серьезных оборонительных сооружений не было, проще было отступить, избежав столкновения. Городища V – начала VIII вв. просты по планировке и невелики по размерам. Их рвы и валы не отличались мощностью и не являлись оборонительными сооружениями, а лишь указывали границы поселения. Однако постоянные набеги заставляли жителей прятать свои богатства. На территории Кузбасса найдены несколько кладов этого периода. Егозовский и Лебединский содержали в себе украшения шамана, Терехинский – более 100 золотых украшений, Елыкаевский – различное оружие. Ситуация перманентной войны в Каганате не могла длиться вечно, силы тюкю слабели и в итоге восстание одного из племен теле – уйгуров – в 745 г. оказалось успешным. Разбитые тюкю в 747 г. отступили на Алтай, где приняли участие в формировании алтайской народности. Уйгуры создали свою державу и, заняв пастбища тюкю, стали практиковать оседлый образ жизни в степи и развивать, наряду со скотоводством, земледелие. Уйгурам приходилось вести войну на два фронта: на северо-западе против кыргызов Минусинской котловины, а на юге против Китая. Кузбасские теле и кипчаки вошли в состав этого государства фактически добровольно. Кыргызы Минусинской котловины были прекрасными кузнецами, поэтому жители Кузбасса и Алтая являлись для них конкурентами. Кыргызы стремились контролировать районы залегания металлических руд и совершали периодические набеги в Кузнецкую котловину. Данный факт обусловил союз кипчаков с уйгурами. Енисейские кыргызы были покорены и вошли в состав ханства в 758 г. Как и уйгуры, кипчаки вынуждены были вести войну на два фронта: на юго-востоке против кыргызов, а на юго-западе против кимаков. В отличие от тюкю, которые атаковали летом или осенью, кыргызы и кимаки изменили тактику, нападая зимой на стойбища (таким же образом русские будут бороться с половцами в начале XII в.). В результате применения этой схемы атакующий мог создавать тактическое большинство, нанося поражение рассредоточенному противнику. Постоянная война уже непосредственно на территории Западной Сибири и особенно губительные набеги в зимний период заставили кипчаков в VIII–IX вв. строить более сложные оборонительные сооружения (верхнеобская культура). Укрепления строили на нескольких холмах или высоких площадках, каждая из которых имела свою фортификацию. Их окружали общим рвом и валом. На участках пологого склона холма строили дополнительные укрепления. На территории Кузбасса к началу сросткинской культуры относят 8 курганов Шандинского могильника, 7 курганов УрБедаринского и 3 кургана Бековского могльника. Обряды погребения, орудия труда в основном аналогичны обрядовому и материальному миру алтайских тюрок и кимаков, что свидетельствует об активных контактах. В кемеровском локальном варианте сростинской культуры заметную роль играла обрядовая практика кимаков. Возможно, это и есть могилы кимакских воинов, погибших на территории Кузбасса. Кипчакам удалось нанести ряд поражений кимакам; они подчинили часть племен, а других заставили отступить на юг, где те были вынуждены вести войну с карлуками. В этот период металлургия в Кузнецкой котловине достигает новых успехов: были изобретены новые марки железа и освоено производство стали. В 840 г. расстановка сил изменилась не в пользу кузнецких теле. Уйгуры потерпели поражение от кыргызов и отступили на юг, а начавшаяся засуха в степи разделила противников. Теперь кыргызы смогли бросить все свои силы на запад. В IX–X вв. они совершали походы против кипчаков. Их отряды доходили до Южно-Уральских гор. Им удалось подчинить себе жителей Кузнецкого Алатау, но лесостепную зону Кузбасса по-прежнему контролировали кипчаки и союзные им теле. Половцы то отходили на запад под давлением кыргызов, то отбрасывали их на восток. В это время кипчаки вынуждены были вести войну в трех направлениях: на западе против печенегов, на юге с карлуками и союзными им кимаками, а на востоке с кыргызами. Это осложняло их положение и мешало добиться решительных успехов в сражениях; кавалерийские стычки в лесостепной зоне Кузбасса стали типичным явлением. Тут война шла с переменным успехом. Это время расцвета сросткинской культуры, основная масса курганов относится к этому времени: УрБедаринский (46 курганов), Тарасовские, Новокамышенские, Камысловские, Сапоговские и Шандинские. Столь масштабные захоронения отчасти могут служить индикатором активности боевых действий. Также к данному периоду относят поселения у городов Гурьевска, Новокузнецка, на большом острове Беловского водохранилища и у села Поморцева. Кызгызам удалось укрепиться в горных районах Кузбасса. Они обложили местные племена данью, но это не способствовало росту производительных сил. Кыргызы сами были прекрасными кузнецами, а потому от жителей Кузбасса им был нужен только металл, а не металлические изделия. В районах Кузнецкого Алатау они наладили выработку металла, который транспортировали в Минусинскую котловину, создав для этого несколько дорог. Это заставляло местных жителей заключать союзы с кипчаками, которым они могли предложить оружие в обмен на различные товары. В 1030-х гг. расстановка сил изменилась: на западе печенеги были разбиты русскими князьями и бежали в Молдавию, а на юге половцы добились окончательной победы над кимаками, а карлуки отступили на юг. Огромные пастбищные угодья степной Украины и казахских степей оказались свободными для кочевания, и кипчаки их заняли, для них борьба за Кузнецкую землю потеряла смысл. Оружие и металл более высокого качества они теперь могли получать от русских и византийцев в обмен на военную помощь, меновую торговлю или в результате набегов. Вся территория Кузнецкого края оказалась в руках кыргызов, но и они не стремились заселять край, ограничившись данью. Местные племена оказались предоставлены сами себе. Кузбасс был вырван из мирового товарообмена, в результате чего происходит сокращение объемов производства оружия.