История Кузбасса.КУЗНЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИИ

Эпоха камня, бронзы и начало железного века
Сибирь не относится к зонам происхождения и развития (генезиса) человека. Она была заселена сравнительно поздно путем естественной миграции и распространения ареала спустя 2 млн лет после его появления на земле. Первые представители гоминидов – архантропы – появились в Сибири в диапазоне примерно от 500 до 280 тыс. лет назад (Денисовский комплекс в Горном Алтае). До сих пор предметом научной дискуссии остается вопрос о времени их появления на территории Кузбасса. Археологи называют периоды, которые варьируются от 400 до 30 тыс. лет назад. В зависимости от применяемых методов исследования, разница и хронология. Основным показателем является глубина залегания: по мнению ученых, чем глубже в грунте лежит находка, тем она древнее. Кемеровским археологом Ю.М. Бородкиным был проделан большой труд по каталогизации всех археологических памятников на территории Кузбасса, что значительно облегчает работу современных исследователей. На территории Кузбасса обнаружено несколько палеолитических стоянок: в районе «Моховский» разрез с глубиной залегания 35–40 метров (Мохово-2); в Новокузнецком районе – Бедарево II с глубиной 30–35 метров; в Кемеровском районе – Шумиха I (памятник был сильно разрушен карьером) глубиною 20–30 метров; в Чебулинском районе – Шестаково IX – глубина залегания 20–25 метров. Достоверные научнообоснованные данные о появлении человека современного вида на территории Кузбасса относятся к верхнему палеолиту (40 – 10 тыс. лет до н.э.). На территории Кузбасса учтено и выявлено около полутора десятков памятников этого периода. Большинство их располагается в верхнем и нижнем течении р. Томь. Это была последняя ледниковая эпоха — вюрмское или вислинское оледенение. Началась она около 110 тыс. лет тому назад и окончилась около 9700–9600 г. до н. э. Во время этой эпохи неоднократно происходило разрастание и сокращение ледниковых покровов. Последний ледниковый максимум, когда общий объем льда в ледниках был наибольшим, относится ко времени около 26–20 тысяч лет назад. Территория Кузбасса находилась в предледниковой зоне. Во время ледникового максимума льды доходили до современного г. Юрга. Находясь в зоне абляции (расхода)2, Кузбасс испытывал на себе только благотворное влияние ледника. Сейчас такие предледниковые зоны являются элитными курортами: Теберда, Давос, Тянь-Шань. Чистый воздух, постоянный антициклон, обилие солнечнойэнергии при умеренной температуре от +5 до –12 градусов. Тающий ледник приносил плодородный ил и обилие пресной воды, превращая долины Кузбасса в заливные луга с обилием рыбы и травы. Это в свою очередь способствовало формированию высокоплодородных черноземных почв. Названные выше факторы обусловили формирование так называемой мамонтовой фауны. Для всех животных мамонтовой фауны характерны приспособления к жизни в условиях низких температур, в частности, длинная и густая шерсть. Многие виды животных увеличились в размерах, большая масса тела и толстый подкожный жир помогали сохранять тепло. Добыча большого животного позволяла людям в течение длительного времени кормить всю популяцию, а относительно низкая температура помогала долго хранить съестные припасы. Достаточно было охотиться 1–2 раза в год. Все остальное время человек мог посвящать себя другим занятиям, не связанным с добыванием пищи. Охота была своего рода обрядом инициации молодых членов родовой общины. Крупные млекопитающие были достаточно легкой добычей. В ночное время с факелами в руках их гнали к обрыву, где те, падая, разбивались. Дальше охотникам оставалось только разделывать туши. Для того чтобы оттаять замерзшее мясо, человек все чаще стал применять огонь. Постепенно человек стал потреблять термически обработанную пищу. Люди, как правило, на непродолжительное время селились у убитых животных, тут же изготавливая орудия труда из камня и других нестойких материалов для обработки туш. После того как туши съедались, люди, оставляя орудия труда, перемещались в другое место вслед за стадами. Такие стоянки и находят археологи, в них присутствуют кости убитых животных и орудия труда наших предков. Грозным врагом человека был пещерный медведь. Он нередко стремился воспользоваться плодами людского труда. Его отгоняли, используя огонь. Убить такого хищника каменными орудиями труда было невозможно, но если удавалось застать его в замкнутой пещере, на входе разводили большой костер, закрывая вход шкурами, в результате медведь задыхался продуктами горения. Чтобы выяснить, есть ли в пещере медведь, надо было послать разведчика, который в случае столкновения с диким зверем должен был неминуемо погибнуть. Для этих целей выбирали слабейшего и наименее ценного члена общины. Заняв пещеру, люди получали надежный кров, на входе разводили костер, и теперь никакой хищник им был не страшен. Эта эпоха относительно беспечного существования осталась в памяти многих народов и дошла до нас в мифах, посвященных золотому веку, потерянному раю, Гиперборее и т.п. Все поменялось 12 тыс. лет тому назад. Климат изменился, температура стала колебаться от +30 до –40. Ледник растаял, что привело к оскудению травяного покрова в предледниковой зоне. Большим млекопитающим пищи стало не хватать, мамонтовая фауна вымерла. Человек того времени столкнулся с серьезными трудностями. Вырванный из привычной среды, он был вынужден приспосабливаться к новым условиям или погибать. Объекты охоты значительно уменьшились в размерах. Это заставило человека изобретать новые орудия труда. Каменная техника стала более филигранной. Появились микропластины, которые использовали для производства составных орудий труда. Совершенствовались и методы охоты. Для поражения дичи на расстоянии человек изобрел лук со стрелами и метательные копья. Теперь он проводил больше времени в поисках пищи, это стало основным видом деятельности. Добытую пищу в летнее время трудно было хранить. Периодический голод, который испытывал человек, заставлял его не убивать раненое животное, а оставлять впрок. Приходилось замечать места, где в обилии произрастали ягоды, травы, грибы, злаковые, пригодные в пищу, а также заботиться об их сохранении. Так начинался переход от хозяйства присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к хозяйству производящему (земледелие и скотоводство). Собранные плоды надо было переносить и запасать, для этого требовались емкости. Постепенно шел процесс накопления человеком знаний о мире, умений и навыков изготовления все более сложных орудий труда. Благодаря накопленным знаниям, человек смог выйти на качественно новый уровень своего развития, что получило название «неолитическая революция» (VI–V тыс. до н.э.). В ряде мест постепенно происходил переход с присваивающего хозяйства на производящее, а это, в свою очередь, способствовало появлению стационарных поселений и развитию городской жизни. Человек освоил керамическое производство и изобрел способы получения тканей. Освоены новые приемы обработки камня: сверление, шлифование и пиление. По мнению академика А.И. Мартынова, в Кузбассе, как и во всей Западной Сибири, сформировалась верхнеобская археологическая культура. Однако такие видные исследователи, как академики А.П. Окладников и В.И. Молодин выделяют отдельно кузнецко-алтайскую археологическую культуру. Это расхождение во мнениях связано с тем, что Кузбасс являлся зоной контакта народов Западной Сибири с жителями Прибайкалья. Население было этнически не однородным, а в инвентаре прослеживается влияние прибайкальских археологических культур (китойской, исаковской и серовской). Неолитическую эпоху в Кузбассе представляют более трех с половиной десятков памятников: могильники, стоянки, писаницы на Томи, случайные находки. Основой экономики по-прежнему было присваивающее хозяйство: охота и рыболовство. Рыбу ловили костяными гарпунами и крючками, сетью. Характерным признаком кузнецко-алтайской культуры являются крупные каменные клинки листовидной формы и кремневые листовидные наконечники стрел. Самые крупные из них напоминают ножи серовского типа из Прибайкалья. Это оружие поражает совершенством, ювелирной работой и сложной техникой. Еще одно влияние прибайкальских культур – это шлифованные топоры из нефрита. Также известны каменные и костяные фигурки медведя, рыб, лосей. В этом плане уникальными являются находки из Васьковского могильника. Хоронили своих соплеменников по обряду трупоположения на глубине 60–90 см в могильниках, ориентированных на запад или северозапад, останки располагали перпендикулярно течению реки ногами к берегу; в могилу клали вещи покойного и присыпали охрой. Новым явлением в культурной жизни неолита стало появление писаниц – различных изображений на скалах. Как правило, изображалась фауна региона (самым популярным животным был лось), солнцеподобные божества и различные сакральные символы. На территории современной Кемеровской области (севернее областного центра) известно 7 подобных памятников: Томская писаница, Крутая, Новоромановская I и II, Висящий камень, Никольская и самая северная из писаниц Азии – Тутальская. Подобные изображения имеются южнее Кемерова, много их в Беловском районе.
Их периодически обнаруживают группы туристов. Зачастую по незнанию они способствуют разрушению памятника или просто совершают акты вандализма. Каждый житель области должен знать: если в походе он встретил нечто подобное, то это очень ценная находка, требующая бережного отношения, ее нужно сфотографировать и уведомить специалистов. Существует мнение, что подобные писаницы могли располагаться близ путей сезонных миграций животных, где их ждали охотничьи засады. Жизнь в стационарных жилищах, которые надо было обогревать, диктовала свои законы. Постепенно человек понимал, что огонь это не только благо, но и серьезная опасность, если его не контролировать. Очаг в жилище стали обкладывать камнями. Среди них попадались камни, содержащие руду легкоплавких металлов. Под воздействием температуры они расплавлялись. Вскоре человек осознал, что расплавленному веществу можно придать любую форму. Так постепенно человек открывал для себя новый материал для производства орудий труда. Переходный этап от эпохи камня к эпохе бронзы, когда наряду с каменными орудиями труда человек начал использовать и металл (медь, олово), называют энеолитом. В Кузбассе в период энеолита население по-прежнему использовало традиционные материалы: камень и кость. Во второй половине III – первой половине II тысячелетия до н.э. на территории Кузнецкого края появляются первые металлурги бронзового века. Это были племена, ведущие кочевой образ жизни. Степная зона Евразии всегда являлась зоной контакта. Культурно-хозяйственный тип пастуховскотоводов способствовал сближению с проникающими из Передней Азии группами европеоидного населения. Постепенно смешиваясь с местными племенами, они дали начало самусьской археологической культуре бронзового века (XVII–XII вв. до н.э.). Ее ареал включает Верхнее и Среднее Приобье по рекам Васюгану и Тыму, не выходя на севере за пределы Томь-Чумышского Приобья. Население проживало в полуземлянках площадью 30–40 кв. м., поселения имели четкую планировку. Особенным отличительным признаком культуры является мелкая пластика – скульптурки голов человека и медведя. Все изображения исключительно индивидуальны, не повторяют друг друга. Художественные традиции самусьской культуры прослеживаются вплоть до эпохи раннего железного века. На развитие литейного дела сильное влияние оказывали племена тубинской бронзы. Медь поступала с территории Алтая и Горной Шории, а олово добывали в районах рек Кия, Яя, Урюп, Золотой Китат. Отливка орудий труда велась по восковой модели. Изготавливали шестигранные кельты1 с выпуклыми бортами, овальной втулкой; наконечники копий с короткой втулкой, снабженной валиком и удлиненным пламевидным лезвием с вильчатым ребром жесткости; вислообушковые топоры и плоские ножи. По-видимому, в самусьской культуре произошла и первая для Кузбасса специализация или разделение труда. Часть населения проживала в стационарных поселках и занималась производством орудий труда, охотой и рыболовством, а другая часть разводила скот в пределах Кузбасса обнаружены их кратковременные стоянки. Некоторые исследователи считают кетов потомками носителей самуськой культуры. В XVI–XV вв. до н. э. по территории Кузбасса с востока на запад прошли
загадочные племена литейщиков и воинов, за которыми в археологии закрепилось название сейминско-турбинских. Несмотря на то, что это была лишь
кратковременная миграция, они оставили заметный след в развитии металлургии Евразии, породив так называемый – Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен (термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии
в середине II тысячелетия до н. э.). Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии от Финляндии до Монголии. Эта
культура сформировалась на основе синтеза культур таежных охотников
Енисея, племен металлургов и коневодов Алтая. Эти племена воиновстранников продвигались вдоль основных водных артерий по таежной и лесостепной зоне Сибири в Европу.
Раскопанные некрополи не имеют рельефных наземных сооружений, а в
могилах в громадном большинстве случаев отсутствуют человеческие останки. Информация о творцах бронзового оружия, нередко воткнутого в стенки
и пол погребальных ям, остается ничтожной.
Для этих племен были характерны предметы вооружения, сделанные из
высококачественных оловянных бронз. Особенно филигранно исполнено
оружие ближнего боя, изготовленное с применением новых технологий: листовидные копья с ребром жесткости, втульчатые наконечники топоровкельтов, «вислообушковые» топоры, массивные цельнометаллические ножи,
сложные луки со стрелами, булавы. Оборонительное вооружение было представлено роговыми, костяными или бронзовыми ламелярными жилетами и
островерхими кожаными шлемами. Для передвижения использовали двухколесные колесницы. Лошадь – достаточно популярный персонаж среди украшений, характерных для бронзовых боевых ножей. По этим изображениям
можно судить о способе передвижения: человек крепко хватался за поводья и
скользил на широко расставленных лыжах, в то время как лошадь была
навьючена всевозможной поклажей, что позволяло быстро преодолевать
большие расстояния, перевозя с собой значительные грузы.
В середине II тыс. до н.э. на территорию Кузбасса из Приуралья пришли
племена андроновской археологической культуры. Считается, что это были
арийские племена европеоидного расового типа, которых относят к индоиранцам. Воинственные племена были прекрасными литейщиками и воинами. Вооружение воина составлял лук со стрелами, которые имели втульчатые
наконечники, бронзовые кельты, ножи с перехватом, серпы-струги и копья с
листовидными перьями.
Война требовала четкой иерархии, поэтому в обществе присутствует социальное неравенство, выделяется племенная верхушка, главы семей и военные руководители. Происходит разложение первобытнообщинного строя и
становление так называемой военной демократии. Постепенно они покоряют,
истребляют или вытесняют местные племена и распространяют свой ареал
на Южное Приуралье, Казахстан, Западную Сибирь, вплоть до Алтая и Хакасии.
Первоначально сложился единый для всех андроновцев хозяйственнокультурный тип пастухов-скотоводов, по-видимому, ведших кочевой образ
жизни. Но к началу I тыс. до н.э. эти племена стали заниматься также земледелием, часть из них стала вести оседлый образ жизни. Земледелие развивалось в поймах рек, где образовывались долговременные поселения, состоявшие из полуземлянок. Почва обрабатывалась вручную бронзовыми мотыгами. Сеяли в основном злаковые культуры. В лесостепной зоне Западной Сибири получило распространение полукочевое скотоводство, скот летом пасли на пастбищах, а зимой содержали в загонах. Разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей. Известны два обряда погребения: трупоположения и трупосожжения. Обряд трупоположения совпадает с древнеиранскими и древнеиндийскими обрядами, а кремацию применяли в зороастризме. На территории Кемеровской области известно несколько памятников этой культуры, которые локализованы в районах: Гурьевском (УрБедаринский), Промышленновском (Юрман, Танай-1 и 12, Васьково), Чебулинском (Михайловка) и Тисульском (Большепичугино-1, Песчаное Озеро-1). На базе достижений андроновской культуры в XII – VIII в. до н.э. на территории Сибири сложились несколько схожих культур (межовская, ирменская, карасукская, молчановская, еловская и др.). В зонах контакта культур прослеживается взаимовлияние, что затрудняет определение их принадлежности. В 1960-е –1970-е гг. в археологической науке шли споры, к какой культуре отнести памятники, расположенные на реке Ине: к карасукской (А.И. Мартынов) или еловско-ирменской (В.И. Матюшенко). Зоны контакта постепенно способствовали сближению культур и создавали предпосылки для формирования в степной зоне Евразии скифо-сибирского мира в первом тысячелетии до н.э. Ареал ирменской культуры включал Новосибирское и Томское Приобье, среднее течение Томи и Чулыма. На территории Кузбасса известно около двух десятков памятников этой культуры. Эти племена первыми в Сибири освоили верховую езду на лошади, что способствовало постепенному формированию в степной зоне Евразии кочевого культурно-хозяйственного типа. Основным видом хозяйства постепенно становится скотоводство: разводили овец, лошадей, коров. Наряду с ним присутствует охота и рыболовство. В ирменском обществе уже четко прослеживается социальная стратификация, появляются богатые захоронения и мощные, возвышающиеся над всеми остальными, насыпи отдельных курганов. Таков, например, курган Туз на Ваганово-II. Также, помимо родовых захоронений с шестью и более могилами присутствуют и парные, что свидетельствует о постепенном разложении родовой общины. Хоронили умерших в деревянных прямоугольных срубах, которые ориентировали по линии юго-запад - северо-восток. Погребенных укладывали в погребальное сооружение скорченно, на правом боку, руки перед грудью, ноги согнуты в коленях (поза эмбриона), головой на юг или югозапад. В изголовье устанавливались камни-обелиски. В могилу с усопшим клали глиняные сосуды плоскодонной и круглодонной форм с резным орнаментом, бронзовые бляшки-пуговицы, накосники, кольца, гвоздевидные подвески, браслеты, лапчатые подвески, ножи и др. Проживали ирменцы в больших наземных домах прямоугольной формы (очевидно, поселение рода) или в небольших полуземлянках (поселение отдельной семьи).
В поселениях развивались центры металлургического производства. На Маяковом городище найдено большое количество бронзовых слитков, слепки, обломки бронзового брака, медная руда. Как и андроновские племена, ирменцы отличались воинственностью. Вооружение воина состояло из короткого копья с бронзовым прорезным наконечником, набора легких метательных дротиков, сложного лука со стрелами, бронзового колющего меча, кривого коленчатого ножа. Защитное вооружение представлено кожаными куяками1 с нашитыми бронзовыми пластинами. Живот дополнительно защищал плотный пояс. К поясу прикреплялась коромыслообразная пряжка колесничего, приспособленная для заправки поводьев. Разная величина металлических нашивок позволяла довольно плотно покрывать ими одежду, образуя характерные узоры. Завершает набор вооружения щит, имевший круглую или прямоугольную форму. В VII в. до н.э. в степной зоне Евразии произошли важные изменения. Человек овладел новым материалом – железом. Верховая езда способствовала формированию в степи кочевого и полукочевого хозяйства, позволяла за короткое время преодолевать огромные расстояния, что приводило к расширению культурных контактов. В результате на огромном пространстве от Черного моря до Желтого моря, в степной и лесостепной зоне Евразии сложился так называемый скифо-сибирский мир, включавший в себя основные культуры: скифов, сарматов, сагарцев, тагарцев, саков, уюкцев, пазырыкскую культуру и культуры ордос, а также культуры скифского облика, развивавшиеся под сильным влиянием скифо-сибирского мира. Основными факторами единства являлись: 1) природно-географический (степные районы Евразии, протянувшиеся на 11 тыс. км.); 2) экономический (единый культурно-хозяйственный тип кочевых или полукочевых скотоводов в сочетании с приречным земледелием); 3) этнический (европеоидное население индо-иранской группы); 4) идеологический, или философско-мифологическая мировоззренческая основа (общим для всего мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя); 5) внешнеполитический (необходимость противостоять экспансии рабовладельческих государств юга); 6) социальный (формирование политических объединений раннегосударственного типа). В материальном плане это выражалось в едином культурнохозяйственном типе скотоводов в сочетании с очаговыми формами орошаемого земледелия в поймах рек. Через эти земли пролегал великий шелковый путь, что способствовало развитию промыслов и различных ремесел. Развивалось и горнорудное дело, а также металлургия и металлообработка. На археологическом материале сформировалась так называемая скифская триада. Первым ее признаком стали общие для всех предметы вооружения: трехгранные втульчатые наконечники стрел с шипом или без и коротколезвийный кинжал с бабочковидным перекрестием – акинак, а также киркообразное оружие – плосколезвийный чекан или клевец2 (предназначенный для борьбы с тяжеловооруженным противником). Вторым – предметы конской сбруи: удила и псалии1. К третьей группе признаков относят предметы звериного стиля: специфические стилизованные изображения животных, выполненные в определенной канонической манере. VII-II в. до н.э. – время тагарской культуры. Ее ареал включал ХакасскоМинусинскую котловину, Ачинско-Мариинский район. На территории Кузбасса памятники этой культуры зафиксированы в Тисульском, Тяжинском, Мариинском и Чубулинском районах. Лесостепную зону Кузбасса использовали как пастбище. К сожалению, многие тагарские курганы были разграблены. Тагарцы вели полукочевое хозяйство и занимались земледелием, проживали в стационарных поселениях. К настоящему времени зафиксировано более 100 тагарских поселений, которые подразделяют на три типа: 1) укрепленное поселение – городище с останками долговременных жилищ (например: Шестаковское, Усть-Ербинское, Знаменское). Такие поселения имели фортификационные сооружения: земляной вал высотой от 0,6 до 2 метров, деревянные стены и ров; 2) неукрепленные долговременные поселения, которое, как правило, располагались у пойменных приречных долин пригодных для земледелия; 3) временные сезонные стоянки пастухов (летники). Тут размещались юртообразные жилища и загоны для скота. Тагарское общество состояло из родовых коллективов, которые контролировали пространство в радиусе 12–18 км. Земельный надел включал пастбища и участок реки с широкой пойменной долиной, пригодной для земледелия. Шесть–семь родовых объединений составляли племя. Границы между племенами проходили по возвышенностям и рекам. Во главе племен стояла племенная знать. Появились верховные правители – цари, которых хоронили в огромных курганах: таков например курган Салбык высотой 11 метров. Данный могильный комплекс сопоставим по своим размерам с царскими курганами скифов Причерноморья. Аналогичные комплексы меньших размеров – Кара-Курган 1, Узун-Оба, Алчедат, Ягуня, Серебряково. Основное население общества составляли свободные общинники. Отдельным классом выделялись воины, в тагарских курганах их выделяют особыми нашивками на ногах. Появляются высококвалифицированные ремесленники и в небольшом количестве рабы, которые присутствуют в погребениях знати. Тагарская культура являлась переходной культурой от бронзового века к железному, однако серьезного развития железная металлургия в ней не получила. Расположенные рядом горы были богаты полиметаллическими рудами, что создало прекрасные условия для развития бронзового производства. Состав бронзы был значительно улучшен, особое место занимает золотистая бронза. Мастерство тагарских литейщиков трудно переоценить. Оружие могло сочетать несколько металлов так, например рукоять кинжала делался из бронзы, а клинок из железа. Бронзовые литые котлы для приготовления пищи достигают 20 литров, а, по легендам, существовали огромные котлы до 100 литров, которые воины брали с собой в походы. Тагарцы отличались воинственностью и в зимнее время тоже совершали дальние походы. Ударной силой войска были лучники на лыжах, способные предпринимать беспримерно быстрые и далекие рейды в тылу врага. О них говорится, как о людях, у которых «от колен вверху тело человеческое, а книзу растет лошадиная шерсть и лошадиные копыта; они не ездят верхом, а бегают со скоростью лошади». Все дело в том, что тагарские лучники надевали кожаные штаны мехом наружу, в то время как на тело надевался гладкий кожаный юбкообразный панцирь, состоящий из многослойных толстых кожаных лент. Так у земледельческих народов появились мифические существа сатиры – веселые жители лесов, играющие на свирелях прекрасным нимфам (отчасти отсюда можно почерпнуть сведения о нравах тагарцев), но наряду с этим очень воинственные и опасные. Помимо панциря и лука (лук скифского типа ассиметричен: его длина 86,2 см, а пропорции «рогов» 1:1,2) на вооружении тагарского война стояли: короткое копье с бронзовым наконечником, клевец, кинжал, нож. Щит, островерхий шлем и поножи дополняли защитное вооружение воина. Тагарцы, в отличие от предшествующих эпох, не использовали в бою тяжелую пехоту, с лихвой, компенсируя этот недостаток новой тактикой боя, основанной на стремительном маневре и дистанционном бое. Сражались летом в конном строю, а зимой выступали на лыжах. Для борьбы с тяжелой пехотой земледельческих цивилизаций юга в бою применяли чеканы – клевцы. Легкое киркообразное оружие было способно пробить любой доспех и шлем. Чекан не требовал физической силы, его пробивная способность зависела от резкости удара, что делало его опасным оружием даже в руках женщины или подростка. Сильные стороны тагарского войска обернутся его слабостью в столкновениях с гуннами, которые также вели маневренный дистанционный бой, но, помимо этого, были еще и прекрасно защищены. Кроме того, основу гуннского войска составляла кавалерия, легко громившая тагарских лучников. Таким образом, в ходе естественной эволюции народы, населявшие единое пространство бывшего Советского Союза, в скифское время достигли культурно-экономического единства. На смену скифо-сибирскому миру придут тюркский и монгольский периоды. С этого времени начинается новый этап в развитии Кузнецкой земли.

Эпоха великого переселения народов, тюркский и монгольский периоды

Во II в. до н.э. – XVI в. н.э. на территории Земли Кузнецкой происходят события, которые тесным образом связаны с процессами, происходящими в «Великой степи». Именно они определили на долгие века развитие региона. Во II в. до н.э. – III в. н.э. в военном деле Азиатской степи произошли существенные изменения. Китайцы, борясь с гуннами, или хунну, и другими кочевниками, вынуждены были использовать в бою кавалерию, иначе им трудно было отражать нападения и совершать походы в «Великую степь». Для этих целей завезли из Персии рослых лошадей (сильных, быстрых и выносливых), которых использовали парфянские катафрактарии1. Китайцы были неумелыми наездниками и быстро вскакивать на рослых лошадей, подобно гуннам или персам, не умели; чтобы залезать на лошадь, они прикрепили к седлу стремена и, опираясь на них, садились в седло. Лошади были быстры, и совершали во время езды высокие прыжки. Китайцы, не в силах удержаться на них во время движения галопом, постепенно съезжали назад и падали, чтобы предотвратить это, они стали употреблять седло с задней спинкой (рыцарское седло). Это был переворот в военном деле Евразии. Сами китайцы не поняли значения своих изобретений, а вот их противники – гунны – быстро оценили. Седло с задней лукой позволяло всаднику, опираясь на заднюю спинку наносить мощный удар копьем без страха вылететь из седла назад по инерции. А стремена давали возможность, поднимаясь в седле, обрушивать всю мощь своего тела и оружия на головы врагов. Сильные крепкие лошади, захваченные гуннами у китайцев, могли нести на себе не только всадника, но и его тяжелое вооружение. Так на долгое тысячелетие всадник, закованный в броню, стал хозяином всех полей сражений евразийского континента. Видный исследователь Франко Кардини в своей работе «Истоки средневекового рыцарства» справедливо заметил: «ветер степи шумит в древе Европейского рыцарства». Эти нововведения распространялись постепенно, и в полной мере ими воспользовались в V в. тюкю, чья латная конница долго господствовала в степи. Гунны использовали железные орудия, а их противники, наряду с железом, еще употребляли бронзу. Имея столь внушительное преимущество перед остальными народами степи, гунны двинулись на запад, постепенно сокрушая народы и культуры скифского времени, заставляя их в страхе покидать свои места. Началась эпоха великого переселения народов. Так в Кузбассе на месте тагарской археологической культуры возникла таштыкская. Движение гуннов на запад было обусловлено также и климатическими изменениями. Во II в. н.э. зона увлажнения степи сместилась к северу, и пастбищных угодий стало не хватать. Историческая смена вех была замечена побежденными народами и дошла до нас в мифе «о споре Колаксая и Курдалагона». Колаксай, вечный всадник, мчащийся по бескрайнему небу, жестоко обидел хромого кузнеца Курдалагона. Обидевшийся кузнец ушел в алтайские предгорья и там из добытого им металла создал стального воина Батрадза и заковал в броню его лошадь. Стальной богатырь выехал в великую степь и сокрушил Колаксая. Так и легкие всадники скифо-сибирского мира погибали под ударами гуннов. Для Кузбасса все эти изменения имели решающее значение. Теперь кочевникам для создания латной конницы требовались большие объемы хорошего железа. Кузнецкий край как один из традиционных центров металлообработки приобретал стратегическое значение для степняков. Латная конница в их рядах на поле боя давала больше шансов на победу и господство в степи, а ее отсутствие зачастую означало гибель. Кузнецкая земля стала ареной борьбы различных кочевых племен. Период со II в. до н.э. по I в. н.э. является переходным этапом. Пришедшие из Забайкалья монголоидные тюркоязычные племена кочевых скотоводов принесли с собой новое хозяйство, новый антропологический тип и культуру. В это время происходило активное взаимодействие пришлого и аборигенного населения, и результатом их слияния стало появление новой культуры. Племена таштыкской археологической культуры (населявшие север Кузбасса в I–VI в. н.э.) активно занимались железной металлообработкой и отличались воинственностью. Именно они в союзе с сяньби (древними монголами) и Китаем нанесли поражение гуннам в войне 85–157 гг. н.э. После этого Гуннская держава распалась на три государства, но борьба с ними продолжалась до III – IV вв. н.э. Влияние гуннов на этногенез народов Азии было огромным. Согласно гипотезе Жозефа де Гиня, гунны по происхождению тюрки или прототюрки. На территории Алтая обнаружено захоронение знатного гуннского воина (Тугозвоновский могильник). Гунны оставили будущим поколениям и политическую систему, которую с небольшими изменениями будут заимствовать все кочевые народы. Племена таштыкской культуры привели с собой новых животных: верблюдов, оленей и кур. Изменилась и планировка жилищ, они стали многоугольными (6, 7 и 9 углов) площадью 30–60 м. кв. Михайловское городище состояло из 75 наземных жилищ. В качестве новых орудий труда появились соха и ручные мельницы с круглыми жерновами. В похоронном обряде интерес представляют гипсовые маски, по которым можно воссоздать облик населения. Население было смешанным - наряду с европеоидами и монголоидами присутствуют смешанные расовые типы. Одновременно с носителями таштыкской археологической культуры с севера на юг по Томи продвигались «кулайцы» – искусные ювелиры и охотники во многом продолжали традиции самусьской культуры. Селились они небольшими группами, в поселениях насчитывалось до ста человек. Население этой культуры относилось к самодийцам. В степной зоне Азии (IV–VI вв.) шла непрерывная борьба между представителями тюркских этносов: племенами теле (гаоче, телеут) и тюкю (тюркют). Основное отличие между ними заключалось в типе хозяйствования и тактике ведения боя. Тюкю, являясь скотоводами, вели кочевой образ жизни и использовали в бою латную конницу. Поэтому они стремились взять под свой контроль как можно больше районов с развитой металлургией, заставляя местные племена платить дань металлом и изделиями из него. За счет этого их конница господствовала в степи, и они смогли занять лучшие пастбищные угодья. Теле, оттесненные тюкю на север, заняли зоны повышенного увлажнения, где глубокий снежный покров мешал круглогодичному кочеванию. Среди этих племен преобладало полукочевое скотоводство. Привязанные летом к своим сенокосам, а зимой к сенохранилищам, эти племена были скованы в маневре, что значительно осложняло их положение. Стратегическая инициатива полностью принадлежала их противникам. Однако теле нашли способ противостоять тюкю. Для передвижения они использовали высокие повозки, на которых перевозили сено и инвентарь, а также использовали их при отражении нападений и в наступательных боях (это стало их характерным этнографическим признаком). Из тюркского языка этот этноним перешел в русский язык без существенных изменений – телега. Об эффективности тактики езды на телегах и обороне лагеря с телег можно судить по поздним источникам. На Руси эту тактику называли «гуляй города», в Европе «табор» или вагенбург. Подобно чехам, эффективно противостоявшим немецким рыцарям (эпоха гуситских войн), и русским, сковывавшим «гуляй-городами» маневр польско-литовских гусар в XV–XVII вв., теле длительное время эффективно противостояли латной коннице тюкю, на 1000 лет опередив военное дело Европы. Для удобства кочеваний на телегах теле стали прокладывать дороги в степи, создавая инфраструктуру.Силы теле в V – начале VI вв. были подорваны многолетней борьбой с жужанями, что позволило тюкю покорить их и создать свою степную империю – Тюркский каганат (552–745 гг.), в которую вошли многие покоренные народы. Отступая от тюкю, одно из племен теле, именуемое «Аба» или «Абалар» в 90-х гг. VI в., заняло Кузнецкую котловину, подчинив себе местных жителей (отчасти этот факт объясняет причину исчезновения таштыкской культуры). Быстро переняв у местных жителей приемы металлургического производства, теле «Аба» стали лакомой добычей тюкю, которые, заселив степной Алтай, обложили их данью. Производство металлических изделий приобрело впечатляющие масштабы. В Горной Шории обнаружены глинобитные печи, выплавлявшие металл. Наряду с Алтаем и Тывой, Кузбасс поставлял в Каганат разнообразное оружие: мечи, палаши и тяжелые сабли (весьма эффективное оружие конного боя, в последующее время получившее распространение по всей Евразии), трехгранные наконечники стрел, свистящие стрелы, наконечники копий и т.п. Защитное вооружение было представлено коническими шлемами, кольчугами (знать носила кольчуги с позолотой), подвижными пластинчатыми доспехами. Было налажено производство больших котлов для приготовления пищи. Жителям Горной Шории приходилось платить дань еще и продуктами земледелия. Войдя в состав обширной империи, кузнецкие жители смогли участвовать в мировой торговле на Великом шелковом пути. В захоронениях этого периода обнаружены китайские монеты и шелковые изделия. Сложная экономическая и вассально-сеньориальная система Каганата приводила к бесконечным войнам – как внешним, так и внутренним. Торговля шелком обогащала знать, что усиливало экономическое расслоение и приводило к конфликтам. Каганат контролировал Великий шелковый путь и, являясь союзником Византии, был естественным противником Ирана и Китая. Западные тюкю видели основным соперником Иран, а восточные – Китай, что привело к расколу. В 603 г. Каганат распался на восточный и западный. Алтай и Кузбасс стали ареной борьбы западных и восточных тюкю. Гражданская война ослабила силы этноса, и китайцам на некоторое время удалось подчинить себе Каганаты (630–682 гг.), нанеся ряд существенных поражений тюкю. Кузбасс выпал из сферы политического влияния Каганата. Сложная внешнеполитическая ситуация осложнялась для тюкю постоянными восстаниями теле внутри Каганата, а теле, в свою очередь, должны были подавлять восстания местных племен, покоренных ими. Патриархально-феодальный уклад был обусловлен кочевым хозяйством. Пастбищные угодья принадлежали кагану и его чиновникам, которые распределяли их между племенами. Внутри племен так же происходило социальное расслоение. Племенные вожди делили земельный фонд племени между кланами. Благодатная почва для коррупции приводила к межплеменной розни и внутриплеменным конфликтам. Все это обостряло ситуацию в Каганате до предела. Уставшие от войны племена бежали на северные окраины степи, в том числе и в Кузнецкую котловину. На основе синтеза местных племен и пришлых теле начинает выкристаллизовываться новая народность кипчаки (половцы или куманы), которые сохранили хозяйственный уклад и тактику боя теле, постепенно продвигались на запад. Они занимают Кузнецкую котловину, Барабинскую низменность и отчасти доходят до Ишимской равнины. По легенде, слово кипчаки означало «злосчастные» или «натерпевшиеся» (хлебнувшие горя), а русские будут называть их половцами из-за желтого цвета волос, сходного с соломой – половой. Памятники тюркского периода археологи объединяют в верхнеобскую и сросткинскую археологические культуры, население которых, по-видимому, было разнообразно в этническом плане. Так, в сросткинской культуре выделяют четыре или пять локальных вариантов: бийский, барнаульскокаменский, новосибирский, кемеровский, восточноказахстанский. Жители Кузбасса вели полукочевой образ жизни, серьезных оборонительных сооружений не было, проще было отступить, избежав столкновения. Городища V – начала VIII вв. просты по планировке и невелики по размерам. Их рвы и валы не отличались мощностью и не являлись оборонительными сооружениями, а лишь указывали границы поселения. Однако постоянные набеги заставляли жителей прятать свои богатства. На территории Кузбасса найдены несколько кладов этого периода. Егозовский и Лебединский содержали в себе украшения шамана, Терехинский – более 100 золотых украшений, Елыкаевский – различное оружие. Ситуация перманентной войны в Каганате не могла длиться вечно, силы тюкю слабели и в итоге восстание одного из племен теле – уйгуров – в 745 г. оказалось успешным. Разбитые тюкю в 747 г. отступили на Алтай, где приняли участие в формировании алтайской народности. Уйгуры создали свою державу и, заняв пастбища тюкю, стали практиковать оседлый образ жизни в степи и развивать, наряду со скотоводством, земледелие. Уйгурам приходилось вести войну на два фронта: на северо-западе против кыргызов Минусинской котловины, а на юге против Китая. Кузбасские теле и кипчаки вошли в состав этого государства фактически добровольно. Кыргызы Минусинской котловины были прекрасными кузнецами, поэтому жители Кузбасса и Алтая являлись для них конкурентами. Кыргызы стремились контролировать районы залегания металлических руд и совершали периодические набеги в Кузнецкую котловину. Данный факт обусловил союз кипчаков с уйгурами. Енисейские кыргызы были покорены и вошли в состав ханства в 758 г. Как и уйгуры, кипчаки вынуждены были вести войну на два фронта: на юго-востоке против кыргызов, а на юго-западе против кимаков. В отличие от тюкю, которые атаковали летом или осенью, кыргызы и кимаки изменили тактику, нападая зимой на стойбища (таким же образом русские будут бороться с половцами в начале XII в.). В результате применения этой схемы атакующий мог создавать тактическое большинство, нанося поражение рассредоточенному противнику. Постоянная война уже непосредственно на территории Западной Сибири и особенно губительные набеги в зимний период заставили кипчаков в VIII–IX вв. строить более сложные оборонительные сооружения (верхнеобская культура). Укрепления строили на нескольких холмах или высоких площадках, каждая из которых имела свою фортификацию. Их окружали общим рвом и валом. На участках пологого склона холма строили дополнительные укрепления. На территории Кузбасса к началу сросткинской культуры относят 8 курганов Шандинского могильника, 7 курганов УрБедаринского и 3 кургана Бековского могльника. Обряды погребения, орудия труда в основном аналогичны обрядовому и материальному миру алтайских тюрок и кимаков, что свидетельствует об активных контактах. В кемеровском локальном варианте сростинской культуры заметную роль играла обрядовая практика кимаков. Возможно, это и есть могилы кимакских воинов, погибших на территории Кузбасса. Кипчакам удалось нанести ряд поражений кимакам; они подчинили часть племен, а других заставили отступить на юг, где те были вынуждены вести войну с карлуками. В этот период металлургия в Кузнецкой котловине достигает новых успехов: были изобретены новые марки железа и освоено производство стали. В 840 г. расстановка сил изменилась не в пользу кузнецких теле. Уйгуры потерпели поражение от кыргызов и отступили на юг, а начавшаяся засуха в степи разделила противников. Теперь кыргызы смогли бросить все свои силы на запад. В IX–X вв. они совершали походы против кипчаков. Их отряды доходили до Южно-Уральских гор. Им удалось подчинить себе жителей Кузнецкого Алатау, но лесостепную зону Кузбасса по-прежнему контролировали кипчаки и союзные им теле. Половцы то отходили на запад под давлением кыргызов, то отбрасывали их на восток. В это время кипчаки вынуждены были вести войну в трех направлениях: на западе против печенегов, на юге с карлуками и союзными им кимаками, а на востоке с кыргызами. Это осложняло их положение и мешало добиться решительных успехов в сражениях; кавалерийские стычки в лесостепной зоне Кузбасса стали типичным явлением. Тут война шла с переменным успехом. Это время расцвета сросткинской культуры, основная масса курганов относится к этому времени: УрБедаринский (46 курганов), Тарасовские, Новокамышенские, Камысловские, Сапоговские и Шандинские. Столь масштабные захоронения отчасти могут служить индикатором активности боевых действий. Также к данному периоду относят поселения у городов Гурьевска, Новокузнецка, на большом острове Беловского водохранилища и у села Поморцева. Кызгызам удалось укрепиться в горных районах Кузбасса. Они обложили местные племена данью, но это не способствовало росту производительных сил. Кыргызы сами были прекрасными кузнецами, а потому от жителей Кузбасса им был нужен только металл, а не металлические изделия. В районах Кузнецкого Алатау они наладили выработку металла, который транспортировали в Минусинскую котловину, создав для этого несколько дорог. Это заставляло местных жителей заключать союзы с кипчаками, которым они могли предложить оружие в обмен на различные товары. В 1030-х гг. расстановка сил изменилась: на западе печенеги были разбиты русскими князьями и бежали в Молдавию, а на юге половцы добились окончательной победы над кимаками, а карлуки отступили на юг. Огромные пастбищные угодья степной Украины и казахских степей оказались свободными для кочевания, и кипчаки их заняли, для них борьба за Кузнецкую землю потеряла смысл. Оружие и металл более высокого качества они теперь могли получать от русских и византийцев в обмен на военную помощь, меновую торговлю или в результате набегов. Вся территория Кузнецкого края оказалась в руках кыргызов, но и они не стремились заселять край, ограничившись данью. Местные племена оказались предоставлены сами себе. Кузбасс был вырван из мирового товарообмена, в результате чего происходит сокращение объемов производства оружия.
(1229–1241гг.) оставил за собой все районы металлообработки Юго-Западной Сибири, в том числе Горную Шорию и Кузнецкий Алатау (хотя по завещанию Чингисхана (1227 г.) все эти районы принадлежали Джучи). Северо-Западная лесостепная зона Кузбасса вошла в состав Золотой Орды и, принадлежа Улусу Шибана, относилась к Тайбугинскому юрту. Влияние монголов на местное население было опосредованным. Вассально-сеньориальные отношения были сохранены с тюркских времен без существенных изменений. Монголы теперь получали металл из других регионов, и Кузнецкий край вновь выпал из мирового товарообмена, что значительно сократило объемы производства. Самым значительным в этот период стоит считать распространение христианства в регионе. Благодаря монголам оно проникало как с востока, так и запада. С востока – несторианство1, которое в 1009 г. первыми в «Великой степи» приняли кераиты. К началу XIII в. его исповедовали канглы, карлуки, уйгуры, басмалы, найманы, ойраты, меркиты, татары, онгуты. С запада распространялось православие. В 1261 г. митрополит Кирилл III при содействии Александра Невского основал православную епархию в городе Сарай и множество подданных хана Золотой Орды было обращено в православие. В последствии религиозный фактор сыграет важную роль в распаде монгольских улусов. Обращенных же в христианство местных жителей русские в XVII в. будут называть «татары крещены». Став ханом Золотой Орды, Узбек (1313–1341 гг.) провел насильственную исламизацию, сопровождавшеюся избиением христиан. Часть христиан бежала на русскую службу, а остальные отступили в Сибирь. В это время образовалось и к середине XIV в. окрепло новое государство – Белая Орда (включавшее районы кочевания по Иртышу и Оби). В состав его вошла вся территория Кузбасса. В районе рек Тобол и Ишим возникла Синия Орда. Война ханов Белой и Синей орд с мусульманскими правителями – Тамерланом и его приемниками Тимуридами из Средней Азии – шла с переменным успехом и закончилась политическим ослаблением противников в середине XV в. Благодаря этому народы Сибири вновь получили возможность самостоятельного развития. В начале XVI в. восстанавливается государственность кыргызов: образовалась конфедерация, состоящая из четырех улусов: алтырский, алтысарский, исарский и тубинский. На базе последнего к началу XVII в. будет создано отдельное княжество Тубинцев. На территории Кузбасса начинает формироваться телеутская народность. К началу XVII в. она имела этническую самоидентификацию (телеуты) и некое подобие государственного образования – в русских источниках «Телеутская землица». Это был сложносоставной многоэлементный этнос, приобретший относительную этническую целостность только к середине XVIII в. Состоял он из коренных и пришлых народов. Основу его составляли теле и кипчаки. Кимаки, карлуки и кыргызы также участвовали в этногенезе. В монгольский период сюда бежали меркиты, часть нойманов (до сих пор существуют телеутские улусы Меркит и Нойман). Многие подданные монгольских ханов, принявшие христианство и бежавшие в результате исламизации монгольских улусов, находили тут приют. В результате похода Тимура в 1392 г. сюда отступила часть ойратских племен.Телеутская землица включала в себя основной массив земель по реке Томь в верхнем и среднем течении (лесостепная зона Кузбасса) и всю Барабинскую низменность до реки Иртыш на западе. Также как и у теле, основой их хозяйства было полукочевое скотоводство. Государство носило феодальнопатриархальный характер; оно являлось конфедерацией племен. Зависимые племена платили дань и были кыштымами (данниками). Сформировалось понятие кул (раб). В 1590-х гг. на территорию современного Казахстана из Джунгарии пришла часть ойратских племен, принявших буддизм, их называли калмыки (калмак – отделившиеся). В Южной Сибири они вытеснили телеутов из Кулундинской равнины и заняли ее. Так сформировалось три, а если считать Тубинский улус, то четыре силовых центра, которые повели борьбу за влияние в Кузнецкой земле. Калмыки и кыргызы осуществляли нападение на телеутов и жителей горных районов Кузбасса, стремясь обложить их данью. К моменту прихода русских в регион телеутская знать уже проигрывала эту войну. Калмыкам удалось подчинить телеутов, которые кочевали на юге Барабинской низменности. Один из телеутских князьков Абак со своими людьми некоторое время воевал против русских по приказу калмыков. Приход русских в регион кардинально изменил расстановку сил. Телеуты заключили с ними союз и пользовались поддержкой русских. В итоге они сохранились как этнос и продлили свою независимость до 1730-х гг. Таким образом, можно выделить несколько этапов в истории этого периода: с приходом теле в начале VII в. определилась хозяйственная специфика региона – полукочевое скотоводство и металлургия. В тюркский период (VII– IX вв.) окончательно завершилась языковая тюркизация. Монгольский период (XIII–XV вв.) связан с проникновением христианства и оформлением телеутского этноса, а также с расовой монголоидизацией.
    Made on
    Tilda