ИСТОРИЯ КУЗБАССА.КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В 1997–2012 ГГ.

События политической жизни

После выборов губернатора 19 октября 1997 г. команде Тулеева досталось незавидное наследство. Положение в Кузбассе было крайне сложное, финансово-промышленные группы («Альфа-групп», «МИКОМ»), фирмыпосредники практически грабили область. Для успешного управления областью необходимы были усилия, солидарность всех ветвей региональной власти. Необходимо было помочь в организации работы недавно созданным органам местного самоуправления. Все отмеченные в предыдущей главе негативные последствия реформ не могли не сказаться на массовых настроениях кузбассовцев. В середине 1990-х годов Кемеровская область прочно входила в так называемый «красный пояс» – регионы, где были сильны левые настроения и левые партии. Тем более что до определенного периода они имели поддержку и у руководства области. Среди левых партий традиционно сильные позиции были у КПРФ, действовали также Российская коммунистическая рабочая партия, Аграрная партия. Свою поддержку в области имели и другие оппозиционные власти партии, не относившиеся к коммунистическим – ЛДПР, «Яблоко», а также проправительственные общественно-политические организации, среди которых выделялись движение «Наш дом Россия» и партия «Демократическая Россия». Профсоюзы чаще всего выступали на стороне левых партий. Среди них выделялись – Федерация профсоюзных организаций Кузбасса и ее недавние оппоненты – Независимый профсоюз горняков. Что касается рабочего движения Кузбасса, то оно не сумело оформиться в общественно-политическую организацию. Его лидеры либо попали во властные структуры, либо разошлись по политическим партиям. Члены партий, профсоюзов и простые граждане по-разному выражали свой протест. По-прежнему это были митинги, демонстрации, которые, как правило, приурочивались к праздникам – 1 мая, 7 ноября. Новой формой общественной активности стали пикеты. Привычными массовыми формами протеста являлись забастовки. Индивидуальными, но крайними способами донести до власти свое мнение, стали голодовки. В 1997 г. общее число бастовавших предприятий достигло 1052. Требования были традиционны и ожидаемы – погашение задолженности по заработной плате (с индексацией) и ее повышение. Количество участников протестных мероприятий увеличивалось не только с каждым годом, но и с каждым митингом. Так, на областном митинге 1 мая 1996 г. присутствовали 15 тыс. человек, 5 ноября этого же года – уже 63 тыс., а в 1997 г. – около 120 тыс. 9 апреля 1997 г. анжерские шахтеры впервые перекрыли Транссибирскую железнодорожную магистраль. Начались так называемые «рельсовые войны». Администрации А.Г. Тулеева и депутатам с первых дней пришлось работать в режиме «пожарной команды». Прежде всего были предприняты решительные меры по оздоровлению социально-экономической обстановки в области: своевременное принятие и конкретное наполнение бюджета; регулярная выплата зарплат, пенсий, пособий; сокращение численности посреднических фирм, через которые финансовые потоки уводились из Кузбасса и др. Обнаружилась и еще одна серьезная проблема – в области практически отсутствовала собственная законодательная база. Все предыдущие годы прошли в политической борьбе. Было не до законов. Этот пробел существенно снизил эффективность деятельности органов власти. Поэтому депутаты Законодательного собрания активно включились в процесс законотворчества. 1997 г. стал «годом законодательного ускорения». Когда «тормоз» был снят, проявились истинные силы законодательной власти. За два года работы был принят Устав Кемеровской области, законы о государственной и муниципальной службе, о бюджетном процессе, о местном самоуправлении, о порядке реорганизации муниципальных образований, о порядке приватизации собственности, о поддержке предпринимательства, целый пакет социальных законов, сформировано законодательство о выборах и референдумах. Таким образом, постепенно закрывались «белые пятна» в областном законодательстве. Активно началось строительство системы местного самоуправления. Препятствия к выборам органов местного самоуправления были сняты, законодательная база для их проведения была сформирована. В результате в Кемеровской области было создано 18 городских и 18 районных муниципальных образований, границы которых полностью совпадали со сложившимся административно-территориальным делением. Избранные всем населением главы и депутаты городов и районов сосредоточили свое внимание на самых острых социально-экономических проблемах своих территорий: своевременной выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, развитии малого предпринимательства, создании новых рабочих мест, поддержке образования, здравоохранения, культуры, обеспечении бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта. Опираясь на областное законодательство, муниципалитеты разработали, приняли и зарегистрировали уставы городов и районов, сформировали собственную нормативно-правовую базу – положения и правила торговли и бытового обслуживания, застройки и благоустройства территорий, контроля тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, в том числе тарифов на услуги ЖКХ, как наиболее социально значимых. В результате постепенно жизнь в городах и районах области стала возвращаться в спокойное русло. Одним из принципиальных политических решений было переименование Законодательного собрания в Совет народных депутатов. Принимая его, депутаты руководствовались необходимостью сохранения преемственности и уважительного отношения к истории. Кроме того, наименование «Совет» больше соответствовало роли данной ветви власти не только как законодательной, но и представительной, то есть представляющей интересы избирателей. Выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области первого созыва прошли весной 1999 г. На них убедительную победу одержал «Избирательный блок А.Г. Тулеева» (34 из 35 депутатских мандата). Председателем Совета был избран Г.Т. Дюдяев. Попытка финансово-промышленных которые уводили денежные потоки и за это были вытеснены из Кузбасса, занять большинство в Совете провалилась. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. Кемеровская область активно принимала участие в общероссийских политических процессах. В 2000 г. А.Г. Тулеев в третий раз принял участие в качестве кандидата в выборах президента РФ1. По итогам избирательной кампании он занял четвертое из одиннадцати мест. Президентом России был избран Владимир Владимирович Путин. 22 апреля 2001 г. А.Г. Тулеев был переизбран на пост губернатора Кемеровской области, набрав при этом 93,5 % голосов избирателей, пришедших на выборы. После создания в 2002 г. новой всероссийской политической партии «Единая Россия» губернатор, многие региональные лидеры, депутаты стали ее членами. 20 апреля 2003 г. состоялись выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области второго созыва, на которых большинство голосов получил избирательный блок «Служу Кузбассу», поддерживавший политику губернатора. Примечательно то, что в блок вошли партии разной политической направленности: «Единая Россия», Народная партия, общественнополитическое движение «Народовластие», коллективными членами которого, в свою очередь, были КПРФ, Аграрная партия, профсоюзы и другие общественные организации. Такой уникальный расклад политических сил стал возможен потому, что представители этих партий в Кузбассе отложили в сторону политические разногласия во имя общей цели – возрождения Кузбасса, создания в регионе социально ориентированной экономики. Председателем Совета вновь был избран Г.Т. Дюдяев. К 2000 г. в результате слаженной работы всех ветвей власти удалось снизить накал социальной напряженности в области. Началась работа на созидание. Она шла в рамках программы «Завершить начатое и идти дальше», предложенной А.Г. Тулеевым на выборах губернатора в апреле 2001 г. Приоритетными направлениями программы в области экономики стали восстановление и строительство новых угледобывающих предприятий с выходом на дореформенный уровень добычи угля, реконструкция металлургической отрасли, машиностроения и химических производств, восстановление строительной индустрии, ориентированной на возведение жилья, государственная поддержка сельских товаропроизводителей. Такая государственная политика нашла поддержку у новых собственников, которые пришли в кузбасскую экономику. Согласованные действия властей и бизнеса принесли положительные результаты. Поднялись «с колен» локомотивы кузбасской экономики – шахты и разрезы, Запсиб и КМК, Новокузнецкий алюминиевый завод, кемеровский «Азот» и многие другие предприятия. Прекратились взаимозачеты, с более чем 2 тыс. до 70–80 сократилось число посреднических фирм, финансовые потоки перестали уводиться из Кузбасса. В результате ощутимо стал пополняться областной бюджет. Расширившиеся возможности бюджетного финансирования позволили перейти к созидательной социальной политике, построенной на простой и понятной всем формуле – «учитель, врач, село, тепло». Ее в качестве стратегической провозгласил губернатор А.Г. Тулеев. Школы и больницы стали оснащаться новейшим оборудованием и передовыми технологиями. Село получило высокоэффективные посевные и уборочные агрегаты. Реконструкции подверглись десятки нещадно дымивших котельных. Интенсивно началось строительство новых дорог. Впервые в России в Кемеровской области стали выдавать льготные образовательные и жилищные кредиты. Для ветеранов, дополнительно к основной, была учреждена кузбасская пенсия, открыты десятки губернских аптек, ветеранские госпитали. Итогом созидательной и плодотворной работы всех ветвей государственной власти, местного самоуправления, социально ориентированного бизнеса стало превращение Кемеровской области в один из самых динамично развивающихся регионов России. Ушли в прошлое рельсовые войны и забастовки. У людей появилось желание хорошо работать и хорошо зарабатывать. Условия для этого были созданы. Уникальным явлением, не имевшим аналогов в современной России, стала созданная в Кузбассе система морального поощрения, хорошо развитая в советские времена и забытая в годы реформ. По инициативе губернатора А.Г. Тулеева Совет народных депутатов в 2001 г. принял Закон «О наградах Кемеровской области». В дальнейшем закон дорабатывался, вносились изменения. На январь 2013 г. наградную систему Кузбасса составили: звание Героя Кузбасса, ордена: «Ключ дружбы», «За обустройство земли Кузнецкой», «Доблесть Кузбасса», «Почет Кузбасса», «За доблестный шахтерский труд», «Меценат Кузбасса»; почетные звания: «Почетный гражданин Кемеровской области», «Лауреат премии Губернатора Кемеровской области «Прорыв в будущее», «Лауреат премии Кузбасса»; почетные знаки: «Золотая Шория», «Золотой знак «Кузбасс»; медали: «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За честь и мужество», «За служение Кузбассу», «За веру и добро», «Материнская доблесть», «Отцовская слава», «За достойное воспитание детей», «За бизнес во имя созидания», «За личный вклад в охрану окружающей среды», «Надежда Кузбасса», нагрудный знак «За личный вклад в реализацию национальных проектов в Кузбассе»; юбилейные медали: «60 лет Кемеровской области», «60 лет Дню шахтера», «65 лет Кемеровской области», «70 лет Кемеровской области» (см. Приложение № 3). Этих наград сегодня удостоены многие наши земляки, которые своими заслугами, самоотверженным трудом на благо своей малой Родины заслужили почет и уважение кузбассовцев (см. Приложение № 4). В 2002 г. был принят Закон «О символике Кемеровской области», который учредил герб, гимн и флаг Кемеровской области (см. Приложение № 2). Принятие государственной символики способствовало повышению авторитета Кемеровской области, стало основой воспитания чувства патриотизма, гордости и ответственности за Кузбасс. Таким образом, к началу 2000-х гг. ушли в прошлое «пожарные» методы работы органов государственной власти и местного самоуправления. Сложились условия для спокойной и эффективной работы. Прежде всего это касалось правовой базы. Несмотря на то, что Законодательное собрание создало здесь определенный задел, Кемеровская область по количеству принятых нормативно-правовых актов уступала Омской области на 15 %, Иркутской – на 70 %, а Алтайскому краю – почти в два раза. Совет народных татов первого и второго созывов преодолел этот пробел. За девять лет было принято 453 закона, которые составили законодательную базу Кемеровской области, успешно функционирующую и сегодня. Сто семь раз кемеровские депутаты выходили с законодательными инициативами в Государственную Думу.
1 А.Г. Тулеев баллотировался на пост президента РФ в 1991 г. и 1996 г. В первый раз занял четвертое место из шести. В 1996 г. перед первым туром снял свою кандидатуру в пользу Г.А. Зюганова (председателя ЦК КПРФ).
Но главный итог работы состоял не в количестве, а в качестве законодательной работы. Тем более, что в начале 2000-х гг. по инициативе Президента России В.В. Путина в стране началась масштабная работа по приведению всего законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами. Необходимость этой работы была обусловлена тем, что в годы кризиса, когда предыдущий Президент России Б.Н. Ельцин поощрял суверенитет, то есть самостоятельность регионов, в российском законодательстве возникли серьезные правовые «завалы». Были нередки случаи, когда в отдельных республиках и регионах объявлялось верховенство регионального законодательства над федеральным. Освободившись от необходимости вести постоянную политическую борьбу, депутаты с увлечением окунулись в законотворчество. Главным его критерием стала кропотливая и вдумчивая работа над законами, каждый из которых был нацелен на возрождение Кузбасса. Качеству законодательства способствовали обмен опытом и установление межрегиональных контактов с коллегами из других регионов Сибирского федерального округа. В итоге Кемеровская область одной из первых завершила большую работу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Принятый в новой редакции Устав Кемеровской области был признан Министерством юстиции Российской Федерации одним из лучших в России. Пройдя этап становления и «расправив плечи» в конкретной работе по возрождению городов и районов, преуспели в развитии нормативной правовой базы и органы местного самоуправления. Если во второй половине 1990-х годов большое количество их решений вызывали протесты прокуратуры по причине слабой их проработки и нарушений законодательства, то теперь эти явления стали редкими. Выведя Кузбасс из кризиса, областные власти в качестве стратегии развития региона до 2010 г. определили структурную перестройку промышленности в сторону создания мощного перерабатывающего сектора, работающего на внутренние потребности рынка, что в свою очередь должно обеспечить рост качества жизни населения. Амбициозные планы кузбасских властей превратить область из сырьевого региона в процветающий край с комфортными условиями для жизни, из которого бы не уезжали люди, а, наоборот, стремились бы сюда, реализовать, конечно, было трудно, но возможно. Трудности состояли в том, что в стране в целом одновременно проводилось около десятка масштабных реформ – жилищно-коммунальная, административная, местного самоуправления, образования, социальная и др. Большинство из них были затратными, но они касались коренных интересов абсолютного большинства граждан. Вместе с тем налицо были и благоприятные факторы. Усилия предыдущих лет завершились стабилизацией экономики Кузбасса. Об этом свидетельствовали доходы консолидированного бюджета. С 1997 по 2005 г. они увеличились с 9,5 млрд руб. до 53,8 млрд руб. Именно это позволило сделать приоритетным в расходовании бюджетных средств вложение их в развитие социальной сферы. Депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области свою задачу видели в формировании регионального законодательства, своевременно обеспечивающего реализацию проводимых в стране реформ, проектов, принятых в области. Об этих приоритетах наглядно может свидетельствовать один из многочисленных примеров. В 2005 г. из 174 принятых законов 31 % приходился на долю законов, касавшихся функционирования социальной сферы Кузбасса. Социальная политика Кузбасса по формуле: «учитель, врач, село, тепло» получила новый импульс, органично войдя в общенациональные проекты, предложенные Президентом России В.В. Путиным – образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие села. Такие ответственные проекты потребовали серьезной перестройки на всех уровнях власти. Прежде всего реформированию подверглась исполнительная ветвь власти, начинавшаяся с Правительства Российской Федерации. Выстраивание вертикали исполнительной власти продолжилось в регионах. Губернаторы, прежде избиравшиеся всем населением, стали, по предложению Президента РФ, избираться законодательными органами субъектов РФ. Одним из первых по новой системе выборов предложение от Президента получил губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. В апреле 2005 г. эту кандидатуру поддержал Совет народных депутатов Кемеровской области и единогласно избрал его губернатором области на очередные пять лет. Законом области «О системе исполнительных органов государственной власти в Кемеровской области» (2005 г.) был учрежден высший орган исполнительной власти области – Коллегия Администрации. В соответствии с главными направлениями программы развития региона за ней выстроились отраслевые департаменты, задачей которых как раз является реализация национальных проектов. Изменениям подверглась и законодательная ветвь власти, точнее, принципы ее формирования. Смешанная система выборов депутатов Государственной Думы (по партийным спискам и по одномандатным округам) была заменена избранием депутатов только по партийным спискам. Законодательные органы регионов, которые выбирались только по одномандатным округам, стали избираться по смешанной системе. В соответствии с этим порядком в Совет народных депутатов Кемеровской области третьего созыва в 2008 г. были избраны 18 депутатов по партийным спискам и 18 депутатов по одномандатным округам. По итогам выборов 35 депутатских мандатов из 36 в региональном парламенте получили кандидаты от партии «Единая Россия». Лишь одно место досталось представителю партии «Справедливая Россия». Председателем Совета стал Н.И. Шатилов. В значительной степени повышению эффективности деятельности органов всех уровней власти стала начатая в 2003 г. по инициативе Президента В.В. Путина реформа разграничения полномочий, а также реформа местного самоуправления. Отсутствие точного разделения полномочий между центром и регионами, между органами государственной власти и местного самоуправления, неопределенность в том, кто и за что отвечает, были одним из самых серьезных препятствий в движении вперед. В результате получалось, что на местах чинили трубы, ремонтировали детские сады и школы, вывозили мусор все вместе. Конечно, простому гражданину все равно, чья рука откроет вентиль, в результате чего в его квартире станет тепло. Но ему не все равно с кого спросить, если эта рука забудет о своих обязанностях. Далеко не праздным являлся и такой вопрос: из какого бюджета все это будет финансироваться? Серьезные проблемы создавало и такое обстоятельство, как одинаковый набор полномочий, определенных законодательством для всех типов муниципальных образований. На практике же возможности для их реализации были далеко не равны. Если большой город с развитой инфраструктурой, достаточной налоговой базой с ними еще справлялся, то небольшой муниципалитет, не имеющий градообразующих предприятий и, как следствие, стабильных доходных источников в бюджет, мог их исполнять только с помощью дотаций. Ощутимым препятствием для граждан в реализации их интересов было и то, что во многих регионах органы местного самоуправления были отдалены от них. Порой для решения даже самой незначительной проблемы приходилось ехать в районный или областной центр. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) приблизил местную власть к населению, учредив двухуровневую структуру местного самоуправления. В городах и районах муниципалитеты были наделены статусом городских округов и муниципальных районов, а в поселках и селах муниципальные образования получили статус сельских и городских поселений. Соответственно возможностям были разделены и вопросы местного значения разного уровня, которые приняли к исполнению новые муниципальные образования. Так, вопросы организации образования, оказания первичной медицинской помощи, оказания транспортных услуг, строительства жилья, дорог местного значения были отнесены к ведению городских округов и муниципальных районов. Вопросы благоустройства, организации досуга, обеспечения услугами организаций культуры, физкультуры и спорта, общественного питания и бытового обслуживания и другие подобные вопросы отнесены к ведению городских и сельских поселений. Такие полномочия, как оказание специализированной медицинской помощи, социальная защита населения, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы из ведения местного самоуправления переведены в ведение субъекта РФ. За каждым из полномочий были закреплены стабильные доходные источники, которые должны обеспечивать сбалансированные бюджеты всех уровней. В соответствии с реформой местного самоуправления в Кемеровской области в 2004–2005 гг. были сформированы новые муниципальные образования, проведены и описаны их границы, закрепленные областным законом «О статусе и границах муниципальных образований в Кемеровской области». Статус городских округов получили все существовавшие ранее городские муниципальные образования – 15 городов. Статус городского округа получил также рабочий поселок Краснобродский. Статус муниципального района сохранили все 18 районов области. Вновь были созданы 22 городских поселения (рабочие поселки, районные центры и некоторые города) и 167 сельских поселений. Таким образом, если до реформы в области было 34 муниципальных образования, то в результате преобразования их стало 223.В октябре 2005 г. в органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований были проведены выборы. Всего были избраны 190 глав и около 2 тыс. депутатов. С 1 января 2006 г. они приступили к исполнению своих полномочий. 11 марта 2010 г. президент РФ Д.А. Медведев внес на рассмотрение Совета народных депутатов Кемеровской области кандидатуру А.Г. Тулеева для наделения его полномочиями губернатора. Региональный парламент единогласно утвердил кандидатуру Амана Гумировича Тулеева 18 марта. Закономерно, что любое коренное переустройство общества, в том числе и то, с которым пришлось столкнуться России в 1990-е гг., сопряжено с величайшими потрясениями. Об этом свидетельствует вся история человечества. Вопрос состоит лишь в том, чтобы избежать непоправимых потерь. История переустройства российского общества на примере Кузбасса убедительно показала, каковы последствия крайних подходов к любому реформированию. Середина 1990-х гг. с противостоянием ветвей власти, с крайней политизацией общества, с неуемными личными амбициями отдельных политиков привела к обострению социальной напряженности. И, наоборот, период 1990-х – начало 2000-х гг. продемонстрировали, что конструктивный диалог, сотрудничество во имя будущего всех ветвей власти, всех политических сил, власти и бизнеса позволили провести даже самые радикальные реформы без больших катаклизмов.

Социально-экономическое развитие

Пережив политический кризис середины 1990-х гг., восстановив конструктивное взаимодействие всех ветвей власти и организовав деятельность местного самоуправления, Кузбасс приступил к нормализации социальноэкономической сферы. Прекратились «рельсовые войны» и забастовки. Стала вовремя выплачиваться заработная плата. Промышленные предприятия перестало лихорадить, они стали работать ритмично и постепенно вышли на докризисный уровень. На смену финансово-промышленным группам, откровенно грабившим область, в кузбасскую экономику пришли эффективные компании – «Евразхолдинг», «Мечел», «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), «Сибирский деловой союз» (СДС), «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) и другие. Администрация Кемеровской области заключила с ними соглашения, по которым эти собственники вкладывали средства в реконструкцию и развитие кузбасских предприятий, которыми они владели, а также брали на себя обязательства социального характера. В угольной промышленности политику закрытия шахт кузбасские власти и собственники сменили на строительство новых угледобывающих предприятий. Всего с 1997 по 2012 г. в Кемеровской области построено 42 новых шахты и разреза, 35 обогатительных фабрик. Это новейшие высокомеханизированные предприятия. Значительные средства были вложены в реконструкцию действующих шахт и разрезов. В 1999 г. возродились бригадымиллионеры по добыче угля. В августе 2005 г. в Междуреченске под председательством Президента РФ В.В. Путина состоялся историческое для Кузбасса заседание Государственного Совета РФ, которое приняло важные решения о перспективах развития угольной промышленности региона. Все это чило наращивание угледобычи. В 2012 г. в Кузбассе впервые в истории было добыто 200 млн тонн угля в год. Наращивание добычи угля перестало быть единственной целью. Внимание власти, науки, собственников предприятий, трудовых коллективов сосредоточено теперь на глубокой переработке угля. Новая отрасль производства – углехимия – позволит получать до 130 видов их соединений: сорбенты, фенол, бензол и др. Это значительно увеличит конечную стоимость продукции из угля. Например, получение кокса, а из кокса бензола, а из бензола капролактама увеличивает стоимость конечной продукции из угля в 17 раз. Значит, в 17 раз увеличатся доходы в бюджет области, средства из которого пойдут на решение социальных вопросов. Большую выгоду дает переработка угля, особенно низкосортного, в тепловую и электрическую энергию. Поэтому в Кузбассе взят курс на строительство на месте добычи угля тепловых и электростанций. Они запланированы на Менчерепском, Караканском и Серафимовском месторождениях. Здесь будут созданы мощные энерготехнологические комплексы. Научные разработки в сфере глубокой переработки угля обеспечивает кузбасская наука и созданный в 2007 г. Кузбасский технопарк. Всего на глубокую переработку угля на 2012–2016 гг. запланировано 260 млрд рублей инвестиций. Тесным образом с угольной промышленностью связана новая для Кузбасса отрасль – промышленная добыча метана. Этот газ, который содержится в угольных пластах, является смертельным врагом шахтеров. От его неконтролируемых взрывов, к сожалению, гибнут наши горняки. Извлечение метана из пластов снижает риск аварий. Кроме того этот газ используется в промышленных целях. Его запасы в Кемеровской области исчисляются 13 трлн кубических метров. В первое десятилетие 2000-х гг. администрация Кемеровской области настойчиво продвигала идею добычи метана. Это упортство увенчалось успехом. В феврале 2010 г. во время своего визита в Кемеровскую область Президент России Д.А. Медведев дал официальный старт добыче метана. Новой отраслью экономики стала для Кузбасса нефтехимия. После распада СССР и до настоящего времени на территории России не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода. Между тем потребность в моторном топливе многократно возросла. В связи с этим хорошо известны и перебои с его поставкой, и постоянный рост цен. Кузбасс стал первым из российских регионов, который построил мощный, современный нефтеперерабатывающий завод в Яйском районе области. Пуск его первой очереди осуществлен в 2012 г. В 2017 г. он достигнет проектной мощности – переработки нефти в объеме 3 млн тонн в год. Важной опорой кузбасской экономики по-прежнему продолжает оставаться металлургия. В области производится 12 % проката черных металлов и 12 % стали России. В 2007 г. в отрасль было инвестировано более 10 млрд руб. Это позволило построить, реконструировать и модернизировать 11 крупных агрегатов. Пережив кризис, реконструкцию и модернизацию, флагманы кузбасской металлургии – Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты сегодня объединились в единое производство. Новый прокатный стан, который здесь строится, позволит с 2013 г. производить рельсы особой закалки длиной до 100 метров. Именно такие рельсы необходимы для активизации строительства высокоскоростного железнодорожного транспорта типа «Сапсан», который пока обслуживает лишь два маршрута – соединяет Москву с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Стабильно работают Новокузнецкие алюминиевый и ферросплавный заводы, Гурьевский металлургический завод, Кемеровский коксохимический. Кузбасские власти настойчиво работают с собственниками горнорудной базы в Таштагольском районе по ее восстановлению и дальнейшему развитию. Больнее всего переход к капитализму ударил по кузбасской химической промышленности и машиностроению. Прекратили свое существование «Химпром», комбинат шелковых тканей и завод химического волокна в Кемерове. Удалось сохранить производственное объединение «Азот», которое сегодня, существенно сократив объемы, все-таки продолжает выпускать востребованные рынком удобрения и другую продукцию. Но, как говорится, «нет худа без добра» :закрытие химических производств существенно оздоровило экологическую среду областного центра. Сегодня утратили свое былое значение завод химического машиностроения, заводы «Кузбассэлектромотор» и электротехнический завод в Кемерове, заводы «Кузбассэлемент» в Ленинске-Кузнецком, «Кузбассрадио» в Белове, Анжерский машиностроительный завод и другие предприятия. Один из крупнейших оборонных заводов за Уралом – Юргинский машиностроительный – пережил тяжелый кризис, но сохранился, перепрофилировав свое производство. Сегодня он выпускает горно-шахтное оборудование, сельскохозяйственную технику и другую мирную продукцию. Появились в Кузбассе и новые машиностроительные предприятия, востребованные развитием традиционных отраслей. Так, увеличившиеся объемы вывоза угля на внутренний и внешний рынок потребовали существенного увеличения вагонного парка. Поэтому холдинговая компания СДС в Кемерове, Прокопьевске, Новокузнецке и на Алтае организовала производство железнодорожных вагонов повышенной грузоподъемности. Для обеспечения разрезов Кузбасса большегрузными автомобилями совместно с Белоруссией в Прокопьевске налажена сборка 90-тонных БелАЗов. Также с белорусским заводом «Белкоммунмаш» в Прокопьевске и Кемерове налажена сборка трамваев. А в Ленинск-Кузнецком районе открыта сборка корейских грузовиков и микроавтобусов «Хендай» (Hyundai). Одним из важнейших направлений экономической политики кузбасских властей стало развитие малого и среднего бизнеса. Для него предусмотрены различные меры государственной поддержки, которые закреплены законами Кемеровской области. Это налоговые льготы, кредиты и ссуды для начинающих бизнесменов, создание инфраструктурных условий. В области законодательно оформлены зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ), которые, кроме налоговых льгот, предусматривают готовые площадки с подведенными к ним дорогами, теплом, электроэнергией и т.п., удобные для размещения производства. Сегодня ЗЭБ уже успешно работают в г. ЛенинскКузнецкий и в Таштагольском районе. Свои лаборатории, производственную базу, информационную и научную поддержку малому и среднему бизнесу предоставляет Кузбасский технопарк. В 2011 г. в Кемеровской области насчитывалось 19,2 тыс. малых предприятий. В них работали 169,2 тыс. человек (12 % от общего числа занятых).
Кроме этого, 50 тыс. человек ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Основная доля малого и среднего бизнеса приходится на сферу торговли (40 %) и на операции с недвижимым имуществом (20 %). В производстве занято 12,5 %, в строительстве 12 % малых и средних предприятий. Власти Кемеровской области в качестве перспективной задачи ставят развития малого и среднего бизнеса именно в производственной сфере. Сложно и напряженно осуществлялось возрождение кузбасского села. Фермерское движение, как уже отмечалось, большого развития не получило. Совхозы как государственная собственность свое существование прекратили. Советские колхозы тоже перестали быть рентабельными. Сельскохозяйственные угодья сократились. Вместе с тем эффективного собственника на селе сохранить удалось. Часть колхозов и совхозов акционировались, выстояли и укрепились некоторые фермеры, вложили средства в сельское хозяйство ряд финансово-промышленных компаний. Значительные меры поддержки сельхозпроизводителям оказало государство. По инициативе Губернатора А.Г. Тулеева в области были созданы резервные фонды зерна и семян, оказана лизинговая и кредитная поддержка при закупке сельскохозяйственной техники, осуществлялась страховка урожая и др. В результате, несмотря на то, что в экономике Кузбасса сельское хозяйство занимает всего лишь 3 %, а посевные площади сельскохозяйственных культур составляют 1 млн га., область полностью обеспечивает свои потребности в зерне, картофеле и овощах. На протяжении первого десятилетия XXI в. кузбасские селяне собирали более 1 млн тонн зерна. Рекордным был 2009 г. – 1 млн 570 тыс. тонн, тогда как в 1998 г. эта цифра составляла 889,1 тыс. тонн. Почти до 1 млн тонн в 2011 г. было доведено производство картофеля (734 тыс. тонн) и других овощей (244 тыс. тонн). На современном этапе в качестве приоритетной перед кузбасским селом стоит задача обеспечения собственных потребностей региона в продукции животноводства – мяса и молока. Этой цели служит не только государственная поддержка действующих хозяйств, но и поощрение создания новых, отвечающих современным мировым стандартам животноводческих комплексов. Примером может служить строительство такого комплекса в Промышленновском районе, который обеспечен элитными племенными животными из Дании, Голландии и Канады. С выходом на проектную мощность этот комплекс будет производить 55 тыс. тонн молока в сутки. Это столько, сколько сегодня производят в Мариинском и Крапивинском районах вместе взятых. Таким образом, остановив разрушительную инерцию спада производства в 1990-е гг., в 2000-е гг. кузбасские власти, опираясь на эффективных собственников, сохранили Кемеровскую область как индустриальный центр России. Валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2012 г. достиг 770 млрд рублей, тогда как еще в 2008 г. он составлял 574,5 млрд. рублей. Кемеровская область стала одним из самых динамично развивающихся регионов России. Неуклонно увеличивается число новых рабочих мест. Уровень безработицы один из самых низких и составляет всего 2 % от экономически активного населения. Существенно вырос размер средней заработной платы. В 2012 г. он составил 23,3 тыс. рублей. Кемеровская область в десятке лучших регионов России по объему промышленного производства и вторая в Сибирском федеральном округе. Экономика области производит столько продукции, сколько вместе взятые Омская и Новосибирская области и Алтайский край. На Кузбасс приходится половина экспорта Западной Сибири, он входит в число первых 20 регионов России по объемам капитальных вложений. Мировой финансово-экономический кризис, который разразился в 2008– 2009 гг. конечно отразился на общем состоянии экономики Кузбасса, но общий курс поступательного развития не изменил. Разумеется, в экономическом развитии Кузбасса продолжает оставаться не решенным целый ряд проблем. Экономика и бюджет области серьезно зависят от конъюнктуры на мировых рынках угля и металла. Существенно снижает конкурентоспособность региона технологическое отставание, а также моральный и материальный износ значительной части оборудования. Сокращается рынок труда ввиду роста стоимости рабочей силы, оттока и старения трудоспособного населения, утраты эффективности профессионального образования. Серьезную проблему представляют экологические риски: токсичные отходы, выбросы в атмосферу, загрязнение вод и почвы, нарушение земель. Все это отражается на здоровье населения, ведет к росту расходов на здравоохранение и природоохранные мероприятия, снижает инвестиционную привлекательность. Поэтому программа стратегического социально-экономического развития, принятая в Кузбассе и рассчитанная к реализации до 2025 г., предусматривает возможное ограничение на добычу полезных ископаемых в целях обеспечения для будущих поколений экологической безопасности. Программой предусмотрена также диверсификация экономики, переориентация на глубокую переработку добываемого сырья и внедрение новых технологий, развитие инфраструктуры, строительство современных дорог и других средств сообщения, повышение обеспеченности энергоресурсами, развитие и совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров и целый ряд других инновационных проектов. Устойчивое развитие экономики Кемеровской области создало условия для целенаправленной социальной политики, которая призвана обеспечить повышение жизненного уровня населения. В ходе своей первой избирательной кампании на пост Губернатора Кемеровской области в 1997 г. А.Г. Тулеев провозгласил ее приоритеты, которые были выражены в формуле «учитель, врач, село, тепло». Это означало, что власть взяла на себя обязательство заботиться прежде всего о людях, создать им такие условия, чтобы жить, работать, учиться, рожать и воспитывать детей хотелось именно здесь. В итоге за 15 лет в Кузбассе была создана одна из лучших систем социальной защиты и поддержки населения. Через различные социальные программы и законы ею пользуется каждый третий житель области. Кузбасс, больше известный как сырьевой и индустриальный край, вошел в пятерку лучших российских регионов, где заметно выросло благосостояние, комфортнее стала жизнь. В первую очередь органы государственной власти и местного самоуправления оказали поддержку тем категориям населения области, которые в ней нуждаются особенно – ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, детям-сиротам, людям, попавшие в трудную жизненную ситуацию, тем, у кого прожиточный уровень ниже установленного законодательством и другие. Для них законами области установлены и гарантированы из областного бюджета кузбасская пенсия (размер которой за 15 лет вырос с 50 до 700 рублей и, ее сегодня получают около 150 тыс. кузбассовцев), денежные компенсации на приобретение лекарств, за предоставление коммунальных услуг, бесплатный проезд и другие льготы. Денежные выплаты от 1,5 до 7 тыс. рублей получают многодетные семьи, а также семьи, которые взяли на воспитание детей-сирот и другие. Сироты, вступающие во взрослую жизнь, получают жилье. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне ее участники, нуждавшиеся в жилье и в его улучшении, были им обеспечены полностью. В 1999 г. для ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных конфликтов в Кемерове был открыт госпиталь. Важнейшим направлением социальной политики Кузбасса стали национальные проекты. В 2005 г. Президент России В.В. Путин с целью решительного поворота страны к социально ориентированной экономике провозгласил четыре приоритетных национальных проекта: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Кузбассовцев тогда переполняла гордость от такого совпадения их приоритетов («учитель, врач, село, тепло») с новой стратегией страны. В 2006 г. в дополнение к федеральным национальным проектам в Кемеровской области был принят и начал осуществляться региональный национальный проект «Культура», а в 2007 г. – региональный национальный проект «Малый бизнес». Совет народных депутатов Кемеровской области заложил законодательную базу реализации национальных проектов, определил источники и порядок их финансирования. Всего за период с 2006 по 2011 г. в осуществление всех проектов было вложено 469,5 млрд рублей. На реализацию национального проекта «Здоровье» в Кемеровской области было вложено 102,7 млрд рублей. Основными приоритетами проекта было развитие высокотехнологических видов медицинской помощи, доступность медицинской помощи всех видов, повышение ее качества. Медицинскому персоналу областных и муниципальных учреждений здравоохранения предусмотрена доплата из областного бюджета в размере 5 тыс. рублей, отдельным категориям медицинских работников предоставлены займы на приобретение и строительство жилья на 20 лет без уплаты процентов и внесения первоначального взноса. Меры социальной поддержки работников здравоохранения сопровождались улучшением условий их работы. Только в 2010 г. реконструировано и капитально отремонтировано 18 медицинских учреждений области. Предметом особой гордости кузбассовцев стало введение в строй в конце 2010 г. областного перинатального центра. Это уникальное специализированное медицинское учреждение оснащено на уровне мировых стандартов. Здесь создан замкнутый цикл – от наблюдения будущих мам до выхаживания новорожденных детей. Учитывая, что в Кузбассе самая высокая смертность от сердечнососудистых, онкологических болезней, заболеваний органов дыхания и несчастных случаев, власти области приняли решение развивать специализированные медицинские центры по этим направлениям. В 2010 г. впервые в Кузбассе создана сосудистая служба, на базе Кузбасского кардиологического центра, в составе которой, помимо шести кафедр, действует центр деской кардиологии, центр нарушения ритма, нейрососудистый центр и другие подразделения. Ежегодно в кардиоцентре свыше 18000 пациентов бесплатно получают стационарную помощь, из них около 4000 – выскокотехнологичное хирургическое лечение. Большое внимание в области уделяется предупреждению и раннему выявлению заболеваний. С этой целью восстановлена система диспансеризации населения. На реализацию национального проекта «Образование» было направлено 139,2 млрд рублей. В целях выявления и поддержки «точек роста» в сфере образования законами области были выделены ежегодные премии и гранты для педагогов, которые активно внедряли инновационные образовательные технологии, методики сохранения здоровья учащихся, воспитывали одаренных и талантливых детей. Ежегодно по этой программе сотни учителей получают областной грант в размере 50 тыс. рублей. Десятки образовательных учреждений удостаиваются областного гранта на развитие материальной базы в размере 1 млн рублей. Областными законодателями сформирован пакет законов, обеспечивающих социальную защиту и поддержку педагогов. В соответствии с ними работники образования имеют ежемесячные льготы по коммунальным услугам, получают компенсацию на приобретение книгоиздательской продукции. Педагоги, имеющие почетные звания, а также молодые специалисты обладают правом на дополнительную ежемесячную социальную выплату. Кроме этого, молодые специалисты – выпускники вузов, которые едут работать в сельскую местность, имеют право на получение единовременной выплаты в размере 34 тыс. рублей для обустройства на новом месте. Педагогические работники Кузбасса пользуются правом для приобретения жилья на получение целевых жилищных займов. Займы предоставляются на срок до 20 лет, без уплаты процентов и внесения первоначального взноса. Меры социальной поддержки предусмотрены также для школьников и студентов. Для студентов-отличников и студентов-инвалидов установлена губернаторская стипендия в размере 1 тыс. рублей. 184 тыс. школьников за счет средств областного бюджета получают в школах питание. Ежегодно тысячи детей, подростков, студентов и педагогов отдыхают в загородных лагерях, домах отдыха и санаториях, а также за границей. В целях обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам все образовательные учреждения области подключены к сети «Интернет», все школы (их в области 1106) обеспечены компьютерными классами. Ежегодно на десятки миллионов рублей образовательные учреждения области обеспечиваются современными учебно-наглядными пособиями, интерактивными и аппаратнопрограммными комплексами, цифровыми и опытными лабораториями. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности сферы образования все школы области обеспечены средствами противопожарной защиты, «тревожными кнопками», многие – системами видеонаблюдения.В рамках программы «Сельский школьный автобус» в районы области за период с 2006 по 2011 г. направлено 422 автобуса, которые доставляют в школу детей из отдаленных селений и труднодоступных мест. В последние годы особое внимание областных властей занимает дошкольная образовательная система, прежде всего строительство, реконструкция и возвращение в сеть дошкольных учреждений детских садов. За период с 2008 по 2011 г. детей приняли 67 новых дошкольных учреждений. Успешная реализация национального проекта «Образование» в Кемеровской области обеспечила ей место среди российских регионов-лидеров. Для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» было привлечено 129 млрд рублей. Главными задачами в реализации проекта стали развитие жилищной сферы, увеличение объемов жилищного строительства, кредитование граждан для приобретения жилья и улучшения условий проживания в нем. По этим направлениям было принято 16 законов области. Важнейшим условием доступности жилья стало кредитование населения. Законы установили категории граждан – получателей займов. В числе получателей работники бюджетной сферы – учителя, врачи, работники культуры, ученые, одинокие матери, отцы, многодетные семьи, молодые семьи и другие. Условия кредитов: от минимальной процентной ставки (ниже, чем в банках) до беспроцентных, без первоначального взноса, на длительные сроки выплаты. Всего за период с 2006 по 2011 г. через Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области на средства, выделенные на эти цели из областного бюджета, было заключено 10215 договоров (из них 5181 – с молодыми семьями). В целях развития индивидуального жилищного строительства в области были приняты законы, обеспечившие земельные участки коммунальной инфраструктурой, перевод земель сельхозназначения в земли поселений, бесплатное предоставление земельных участков под строительство жилья для отдельных категорий граждан. С середины 1990-х гг. в Кузбассе осуществляется программа переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Она финансируется государством. За это время снесено 4713 бараков. Из них в новое жилье переселено 34 тыс. 180 семей. Особой гордостью Кузбасса стало строительство города-спутника Кемерово – «Лесная поляна». Этот город расположен в 8 км от Кемерова. Численность населения в нем предусмотрена в количестве 35 тыс. человек. С начала реализации проекта сдано в эксплуатацию 90 тыс. кв. метров жилья, в которые заселено 700 семей, введена в эксплуатацию скоростная четырехполосная автомагистраль, которая связала Лесную поляну и Кемерово, сформирована коммунально-бытовая инфраструктура (вода, газ, электричество, телефон, Интернет). В основу городского хозяйства заложены современные энергосберегающие технологии. Создан центральный пункт управления всеми системами жизнеобеспечения домов, что позволяет снизить затраты на оплату услуг ЖКХ как минимум в 1,5 раза. Сдана в эксплуатацию уникальная цифровая школа на 432 учащихся, детский сад на 220 мест, пункт общеврачебной практики, отделение почты, банка, милиции, стадион, волейбольная площадка, теннисный корт. Предусмотрены супермаркет, развлекательный центр, бассейн, открыт центральный городской парк. Постоянное внимание областных властей к проблемам жилья позволили обеспечить высокие темпы его строительства. Начиная с 2007 г., в Кузбассе ежегодно сдается не менее 1 млн. кв. метров жилья, что обеспечивает региону лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе, а в конечном счете позволяет тысячам семей сделать жилищные условия более удобными. Всего за период с 2006 по 2011 гг. жилищные условия улучшили около 100 тыс. семей. Региональный проект «Культура» получил финансирование в объеме 17,3 млрд рублей. Проект предусматривает расширение доступности культурных услуг, повышение их качества, социальную поддержку работников культуры и модернизацию материальной базы культуры Кузбасса. За 6 лет реконструировано и капитально отремонтировано более 50 % учреждений культуры области. Наиболее значимыми объектами стали драматические театры в городах Кемерово и Новокузнецк, областной музыкальный театр имени А.К. Боброва. В августе 2005 г. в Кемерове был открыт единственный за Уралом театр драмы для детей и молодежи. Большинство учреждений культуры оснащены компьютерами, подключены к сети «Интернет». Значительно обновлены световое и музыкальное оборудование, музыкальные инструменты, костюмы, мебель и оргтехника. За счет средств областного бюджета в учреждения культуры области направлено 100 единиц автотранспорта. Для обеспечения безопасности все учреждения культуры оснащены тревожными кнопками, противопожарными системами и видеонаблюдением. Областные законы обеспечивают социальные гарантии работникам культуры. В числе других бюджетников они ежегодно получают из средств областного бюджета льготные займы на улучшение жилищных условий. Всего ими воспользовались 296 семей работников культуры. Свыше 12 тыс. работников культуры получают надбавку к заработной плате за выслугу лет, 172 члена губернаторских творческих коллективов получают персональную надбавку в размере 2 тыс. рублей, денежные выплаты имеют лица творческих профессий, обладающие почетными званиями «Народный» и «Заслуженный». С целью развития активности, поощрения достижений для учреждений культуры, творческих коллективов, органов управления культурой установлены гранты размером от 50 тыс. до 1 млн рублей, которые ежегодно вручаются в рамках празднования Дня культуры Кузбасса. Учрежден также фонд «Юные дарования», стипендиатами которого ежегодно становятся 150 детей и подростков. Значительная поддержка оказана национальным общественным объединениям. В Кемеровской области проживают представители ста наций и народностей. Живут в Кузбассе и коренные народности – шорцы и телеуты. Им оказывается поддержка в развитии родного языка, литературы, традиций, культуры и быта, осуществляется планомерное развитие инфраструктуры мест компактного проживания, ежегодно проводятся многочисленные национальные праздники.Такое отношение к культуре, выделение ее в особый региональный национальный проект делает культурную жизнь Кузбасса насыщенной и интересной. Значительное внимание уделено сфере жизнеобеспечения и инфраструктуре. В городах и районах в последние 15 лет закрыты десятки нещадно дымивших котельных. Они заменены на новые, оснащенные современными средствами снижения вредных выбросов. Построены и отремонтированы сотни километров дорог и внутридворовых проездов. Уже введены в эксплуатацию современные автодороги Чугунаш – Шерегеш, Таштагол – Турочак. Последняя соединила Кузбасс с Горным Алтаем и открыла возможность быстро добираться до популярного места отдыха и туризма. Сдана первая очередь скоростной, европейского образца, автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий. Разительно изменился облик многих кузбасских городов. Этому способствовала инициатива губернатора А.Г.Тулеева проводить главный праздник Кузбасса – День шахтера – поочередно в шахтерских городах. С 2001 г. праздник приняли Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Осинники, Кемерово, Киселевск, Анжеро-Судженск, Полысаево, Березовский, Красный Брод, Калтан. В этих городах совместными усилиями, на бюджетные средства области и городов, деньги компаний, которые работают в этих городах, решены проблемы, накопленные десятилетиями. Завершены недостроенные объекты, проложены новые дороги, обновлены фасады зданий, реконструированы объекты культуры, стадионы, парки и т.п. По аналогии с Днем шахтера празднуется День села, в ходе подготовки которого обновляются районные центры области. Кузбасс располагает уникальными возможностями для развития туризма и зимних видов спорта. Популярным среди поклонников горнолыжного спорта стал Шерегеш. Сюда в выходные, праздничные дни, в отпуск и на каникулы приезжают тысячи кузбассовцев и любителей спуститься с горы из всех соседних регионов. Реконструированы объекты зимних видов спорта в Междуреченске. Построены новые горнолыжные центры «Саланга» в Тисульском районе, «Танай» в Промышленновском районе. В Таштаголе на горе Туманная создан новейший центр сноуборда и горных лыж. В Кемерове построен уникальный, единственный за Уралом крытый стадион для хоккея с мячом (бенди). Вместе с полем стадиона «Химик» с искусственным льдом он стал местом проведения чемпионата мира по хоккею с мячом в 2007 г. Успешно развиваются такие объекты туризма, как старинный Мариинск, Кузнецкая крепость в Новокузнецке, Красная горка в Кемерове, Томская писаница, Шорский национальный парк и др. Активно осваивается экологический, конный, снегоходный туризм, сплав по рекам. Результатом целенаправленной социальной политики стал рост продолжительности жизни кузбассовцев. За последние 15 лет она увеличилась на 2,3 года и составляет в среднем 65,7 года. В 1,5 раза выросла рождаемость. Только за 9 месяцев 2012 г. в Кузбассе родились 28 055 детей. Все это свидетельствует о социальной стабильности, уверенности кузбассовцев в завтрашнем дне.
    Made on
    Tilda